Ждем перемены

Напрасно мы, наверное, с учителем спорили;
Наше грядущее – на волоске…

Ждем перемены, мы ждем перемены,
Это еще не последний урок.
Ю.Лорес. «Уроки истории»

После выхода статьи с «систематизацией учеников» на создателя посыпались письма с просьбами выполнить систематизацию учителей, и я даже неосмотрительно пообещала это сделать. Но учителя с большой неохотой поддаются систематизации. Строго говоря, разновидностей всего две: Учитель и несостоявшийся (нехороший) учитель.

Перефразируя титана российской литературы, «все отличные учителя похожи друг на друга», так чего о их и говорить. Они внимательны, справедливы, обладают разными авторскими методиками и от всей души обожают собственных учеников. В протяжении школьных лет парочка таких уникумов непременно повстречаются на пути вашего чада. А мы приглядимся попристальнее ко всем остальным. Тем, с которыми и поводят время в школе наши малыши.
Корифей (либо узенький спец) – это крепкий специалист, который принципно не выходит за рамки преподаваемой дисциплины. А для чего? Ведь его предмет самый главный, самый нужный, самый увлекательный. Случаются, к примеру, спецы по словесности, которые ни в грош не ставят уроки литературы. Но в собственной области… Один таковой педагог (высшей квалификационной категории, с 25-летним стажем) часто ставил одной уникальной девочке-пятикласснице, с недюжинным поэтическим даром (без скидок на возраст) четверки, только за то, что она запамятовал проставить все точки над «е». Другой – педагог физики, – услыхав, что свой его сын-восьмиклассник намеревается поступать на Истфак МГУ, закатил форменную истерику: «Не потерплю гуманитариев в собственном доме!»
Непризнанный гений – учитель, который считает, что его истинное место – в науке, политике, искусстве. Он жертва событий, в силу которых путь в высочайшие сферы оказался закрыт. Самое забавное, что при всей масштабности его дарования, Непризнанный Гений может ошибаться в решении задач завышенной трудности. Окружное начальство, случается, верует, что перед ними реальный ученый. Наш мученик вырывается вперед и ввысь, прямо до директорского поста. Тогда в хим лаборатории будут проводиться исследования мирового класса, а все другие дисциплины окажутся в глубочайшей яме (см. выше).
Наседка. Это антипод гения. Вечно в детях, в тетрадях, заботах. Всегда знает, у кого ожидается прибавление в семействе, кто из неполной семьи и т.д. Энергии наседки хватает, чтоб духовным состраданием согреть 2-3 подопечных, нуждающихся в ее опеке. И слава богу! Спасибо ей за это. Наседка пореже, чем кто-нибудь встает на принципную позицию. Очень опасается управления. Отдадут приказ затравить вчерашнего любимчика – затравит. Одна надежда, что не отдадут приказ. Хотя, в данном случае травить будут ее. «Наседка» никогда не сделает карьеру. Но кое-кто из числа тех, кого она «отогрела», не раз вспомнят ее хорошим словом.
Практически заслуженная учительница. В большинстве случаев, это дама с приличным педстажем, отмеченная значком «Отличник народного образования» (за выслугу лет). Она нецеремонно употребляет приемы психического давления на малышей и детский коллектив. Доведет на публике до слез, до жгучего стыда, а позже приголубит по-матерински. Совсем от всей души. Поразительно, как одномоментно изменяются на ее лице гнев, ярость, призрение и … лучезарнейшая ухмылка, когда она пробегает взором по классу. Как она глядит через родителей! Еще она очень любит Дары. Чтобы на публике, от имени родительского комитета. Лучше чего-нибудть большое и высочайшее – хрустальную вазу, к примеру (Дедушка Фрейд отдыхает :) )
Артист. Это опытнейший и артистический учитель, главное орудие которого – пафос. Он с размаху швыряет деток в мир, где творят только гении, совершаются величавые открытия, создаются бессмертные шедевры. Ребенок в этом мире ощущает себя ничтожнейшим из жалких, но Артисту это и непринципиально. Он шаманит, упиваясь своей причастностью к величию титанов мысли и искусства. Его пафос – вид манипулятивной техники, вскрывающей и ранящей душу малыша.
Теран. Это не кто другой, как Непризнанный Гений либо Корифей, достигший директорского поста. В наилучших собственных проявлениях – энергичный фаворит. В худших – «величавый экзекутор». В качестве партнеров предпочитает иметь марионеток. Себя лицезреет только с этикеткой «perfect»: превосходный учитель, безупречный супруг и отец, блестящий спец в собственной области (ну и во всех других, заодно). Он любит играть на человечьих слабостях, злословит, интригует. При нем процветает доносительство и стукачество во всех формах. Стремится установить полный контроль. Что можно еще сказать о Теране? Читайте Шекспира и Достоевского. Как говаривал Дмитрий Шостакович, деспоты и юродивые схожи во все времена.
Собственный чувак. Схожий стиль популярен в среде юных учителей, хотя некие заигрываются до старости. Он гласит на подростковом жаргоне, выходит с ними на крылечко покурить, позволяет обращаться с собой «запанибрата». Если это от испуга, от неумения, от внутренних заморочек – он скоро уйдет. Если через два – три года не ушел – метит в Тераны.
Ростовщик. Одно из последних приобретений современной школы, но до чего ж скверное! Это учитель, «подтягивающий» собственных учеников за средства. Поначалу он ставит ребенку двойки, позже гласит родителям, что с ним необходимо заниматься дополнительно, потом предлагает свои услуги. Намек так прозрачный, что бедные предки уступают этому напору. Отлично еще, если идет речь о младшей школе, урок британского в таком случае обойдется в 5 баксов. А если это выпускной класс?! Некие усмотрительные Ростовщики сами не берут учеников из собственного класса (корпоративная этика, понимаете ли), но могут предложить «очень большого спеца», который на поверку оказывается либо их своим отпрыском/дочерью, либо сотрудником из параллельного класса – с параллельными учениками.

Дойдя ранее места, мы очень загрустили. И решили пользоваться последней подсказкой: «гулком другу», блестящему учителю, из реальных.

«Я издавна гласил, – взорвался он, – что две третьих учителей нужно выстроить в колонну, дать им в руки знамя и гнать к чертовой мамы из школы!!»

Да, учителя получают бедную заработную плату (от 20 до 50 баксов за месяц), да, они находятся на самом деньке социальной лестницы. Но все равно, есть люди достойные, а есть – все перечисленные выше.

Мы не избираем для себя родителей. Браки, по слухам, совершаются на небесах. Деток мы тем паче не избираем. Можем избрать школу для малыша, но учителей – нет. Восточная мудрость говорит: «Учитель приходит, когда ученик к этому готов». Означает, кое-что зависит и от родителей, от нас с вами.

А вообще-то пора, дорогие предки, сосредоточиться на тех, кого мы вправду избираем. Если мы вообщем избираем кого-нибудь.

Лев Залесский, Катерина Венгерова, katrynst@mtu-net.ru.

Лев, Катерина Венгерова Залесский

Аналогичные записи: Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.