Толкинутые странники

Толкинисты… Вам знакомо это понятие? Наверное. Показавшиеся в Рф сначала 90-х гг. прошедшего века странноватые люди, облаченные в плащи и средневековые доспехи и сражающиеся в лесу на клинках, уже никого не поражают. А каких только воззрений не складывается о толкинистах! Ими интересуются, восторгаются, над ними смеются, их считают «толкинутыми» и чуть не сатанистами, о их пишут диссертации и проводят исследования психологи и социологи. Так кто же они такие, эти обитатели магических миров?

1-ые толкинисты появились в 60-е гг. XX века в США после выхода в свет романа британского писателя Джона Рональда Руэла Толкина «Владык колец». Сходу оговоримся: «Владык колец» – это роман в 3-х частях, а не трилогия, хотя части и публиковались с большенными временными интервалами. Трилогией можно именовать детскую сказочную повесть «Хоббит», роман «Владык колец» и повесть «Сильмариллион», написанную в стиле древнегерманского эпоса и рассказывающую об истории Среднеземья – магического континента.

Позже стали появляться разные пересказы и интерпретации истории Кольца. Чего стоит хотя бы достаточно известное произведение Перумова «Кольцо Тьмы» либо не так давно очень пользующийся популярностью «Пластилин колец» (либо «Тошнит от колец», от англ. «Bored of the Rings»), носящий очевидно сатирический, а местами даже глумливый нрав. Неким фанатам Толкина нравится «Темная Книжка Арды», написанная толкинисткой по имени Ниэнна (в честь богини скорби в «Сильмариллионе»). Вообщем истолкований и пародий на произведения Толкина никак не меньше, а то и больше, чем пародий на «Гарри Поттера». Оно и понятно: как говорится, есть Священное Писание, есть и апокрифы.

Толкинисты 60-х собирались в клубы по интересам, обменивались воззрениями о возлюбленной книжке и разыгрывали эпизоды из нее при помощи фишек либо картонных фигурок. Позже настольная игра перевоплотился в театральное представление со стилизованными костюмчиками, выездами на природу и фиксированным амплуа у каждого участника. В таком виде игра существует в реальный момент.

Необходимо подчеркнуть, что сейчас движение толкинистов соединяет воединыжды не только лишь поклонников Толкина, да и любителей книжек Перумова, Желязны и других создателей, пишущих в жанре фэнтэзи. В ближайшее время появились и фанаты Гарри Поттера. Но все таки за перечисленными выше категориями поклонников фэнтэзи закрепилось заглавие толкинистов – это дань тому, что толкинисты были в этих играх первопроходчиками. Педанты-исследователи предпочитают использовать как более четкий термин «ролевики» – участники ролевых игр.

Московские толкинисты собираются по четвергам после 6 в Нескучном Саду, который они именуют Эгладор – по одному из заглавий магического леса Дориаф. Есть также место сборищ в парке Царицыно, но его эльфийское заглавие мне, к огорчению, непонятно. Участники ролевых игр собираются вкупе, разыгрывают эпизоды из возлюбленных книжек либо выдуманные ими сцены. Неотклонимыми числятся атрибуты магических миров – средневековые костюмчики, древесные клинки и проволочные кольчуги.

Любой из участников игры имеет сказочное имя и принадлежность к какой-либо расе магического мира, при этом не непременно к положительной. В ближайшее время очень нередко встречаются орки, а вот эльфов что-то совершенно не достаточно попадается. Основными магическими расами являются эльфы, люди (вояки, либо витязи), орки, гномы, хоббиты, тролли и энты. Эльфов Толкин описывал как больших, прекрасных, в главном, темноволосых, хотя встречаются и эльфы с золотыми волосами. Орки – злостные, отвратительные существа, служащие Черной Силе. Хоббиты – мелкие человечки с покрытыми шерстью ногами, потому они расслабленно обходятся без обуви. Тролли – злостные гиганты, живущие под землей и не переносящие солнечного света. Энтов можно именовать ходячими растениями, ибо они покрыты корой и листьями, присматривают за деревьями (делают функции лесников) и никогда никуда не торопятся. К слову, энты посреди толкинистов встречаются очень изредка.

Но в текущее время кроме перечисленных возникают представители магических народов, выдуманных другими фэнтэзи-писателями либо даже самими ролевиками. К примеру, черные эльфы и черные хоббиты. Нет, идет речь не об амплуа, специально разработанных для темнокожих людей, «черный» в этом случае значит «обративший душу к тьме».

Имя должно соответствовать «национальности» персонажа. К примеру, не должно быть орка с именованием Элронд – по-эльфийски «усеянный звездами купол». Новый участник игр должен пройти посвящение: если его имя совпадает с именованием другого участника, они непременно бьются на клинках. Фаворит остается при собственном имени, а вот побежденный должен будет взять для себя другое. Вобщем, зная этот обычай и не хотя 1-ый собственный денек в магическом царстве начинать со схватки, новенькие стараются не брать имена персонажей книжек, а выдумывают их без помощи других: таким макаром, очень миниатюризируется возможность совпадения. К примеру, я знакома с орком, носящим сложное имя Жрец Войны. Если честно, мне не понятно, что делают фанаты Гарри Поттера, если вдруг повстречаются, скажем, две Гермионы, но, как мне понятно, данная категория ролевиков славится своим мирным характером.

На мой взор, выбор расовой принадлежности и имени почти все может сказать о нраве человека. Эльфы представляются мне романтичными и утонченными натурами, орки – жестокими и нетребовательными, гномы – замкнутыми и трудолюбивыми, хоббиты – нелегкими на подъем любителями комфорта. Свою роль может сыграть и просто симпатия к одному из персонажей книжек. Давайте для примера разглядим биографию 1-го из магических созданий.

История 1-го эльфа

Ей 20 один год, она именует себя Тиниэль, что в переводе с синдарина – 1-го из 2-ух эльфийских языков, выдуманных Толкином – значит «дитя сумерек». Собственный выбор Тиниэль разъясняет так: «Эльфы мне больше всего импонируют. Я люблю звезды, лес и музыку. Ранее я жила у моря, и сейчас очень по нему тоскую».

Эльф прочла «Владык колец» в возрасте одиннадцати лет и стала разыгрывать куски из книжки при помощи картонных фигурок, тогда еще не зная, что конкретно так началось движение толкинистов, придумывала мелодии к эльфийским песням. На данный момент Тиниэль, как ни удивительно, не имеет даже эльфийского плаща, но время от времени посещает сборища толкинистов и следит за ними со стороны. «Почему так? Да поэтому, что «игрой в книгу» я переболела еще в подростковом возрасте и сейчас мне просто любопытно глядеть, как играют другие. Мне любопытно следить за ними. Честно говоря, я никогда не участвовала в играх, но у меня есть знакомая девушка-хоббит по имени Мелисса, она-то и привела меня сюда, но в ближайшее время она тоже не участвует в играх. Это просит много времени: обмыслить и согласовать сценарий, сделать костюмчик… В конце концов, на саму игру уходит несколько часов. Вообщем я подумываю о роли менестреля: смотрите, вон какой-то из них собрал вокруг себя компанию, и на данный момент будет петь либо что-то говорить».

И вправду: недалеко от нас (дело было в Эгладоре) собралась компания, центром которой был некий бледноватый парень в плаще. Он начал петь одну из песен, взятую из «Владыки колец», на выдуманную им самим мелодию, аккомпанируя для себя на гитаре. Мелодии, естественно, лучше выдумывать самому, но, бывает, ради забавы ролевики употребляют взятые из других, всем узнаваемых, песен. К примеру, есть песня «Нимродэль» на мотив «Сулико». Кто-то из русских толкинистов записал орк-оперу «Идем в Среднеземье», сюжет которой представляет собой юмористическую переработку сюжета «Владыки колец»: один из орков растерял память и возомнил себя эльфом, эльфы обиделись на людей и покинули Среднеземье не ради неувядающих земель на Заокраинном Западе, а, как говорится, из принципа: «Хватит, ребята, пора вспять!». К огорчению, звукозаписи наших ролевиков, обычно, кустарного производства и качеством звука не отличаются. Но мне довелось как-то слушать песни английских толкинистов, и, признаюсь, я была просто восхищена незатейливой, но приятной мелодией, отлично выстроенным многоголосьем и инструментальным сопровождением. Создавалось воспоминание, что это песня какого-то известного рок-ансамбля. Если б не слова «Одно кольцо Темному Владыке, сидячему на престоле в стране мрака, куда я должен идти», я бы не поверила, что прослушиваю произведение участников ролевых игр.

Одной из самых возлюбленных тем для дискуссий являются переводы книжек Толкина, которого фанаты уважительно именуют Доктором. Переводов с каждым годом возникает больше, и в дискуссию о плюсах того либо другого варианта врубаются даже те, кто никогда не изучал британский, и для многих это служит стимулом отправиться на курсы либо засесть за самоучитель.

Вобщем, засесть можно за самоучитель не только лишь британского, да и какого-нибудь из языков Среднеземья. Филологи нередко задаются вопросом: сколько же языков вымыслил Доктор? В сути, ни один язык не был им сотворен вполне, понятно несколько составленных им словарей квэнья и синдарина – главных эльфийских языков. Еще в тексте «Владыки колец» встречаются несколько слов на языке орков. Но фанаты додумали остальное и продолжают работать над разрешением лингвистических заморочек магического мира. На форумах толкинистов идет суровое обсуждение таких заморочек как «ругательства в эльфийском языке», «произношение L и E в квэнийском» и «ударение в адунаике (языке людей)». Наверняка, даже сам Толкин не мог представить, что языки, многие из которых только упоминаются в его текстах, станут собственного рода эсперанто для поклонников.

Не миновала критика и кинофильм «Владык колец», относительно которого большая часть ролевиков высказывается плохо, ставя в упрек режиссеру сильное сокращение повествования. Но есть и положительные отзывы об игре актеров, эффектах и пейзажах.

В Вебе есть величавое огромное количество толкинистских веб-сайтов и страниц, и я не буду, пожалуй, указывать их адреса: заинтересовавшиеся читатели с наслаждением проведут время, задав в хоть какой поисковой машине слово «толкинисты» и просматривая различные веб-сайты. Следует сказать, что на их вы отыщите словари сказочных имен, словари языков Среднеземья, многие из которых составлены уже последователями Доктора и или дополненные ими, списки ролевиков, «официально» зарегистрированных в Сети, также иллюстрации толкинистов к возлюбленным книжкам, стихи и продолжения истории Среднеземья. Очевидно, есть и пародии: юмористические стихотворения, пьесы и сценарии ролевых игр. Есть и подшивки статей, посвященных парадоксу движения толкинистов. Любая такая статья дискуссируется и располагается в подшивке в определенном разделе.

Большой энтузиазм представляют суровые социологические и психические исследования, посвященные парадоксу ролевых игр. Основным вопросом, которым задаются ученые, является смысл таких игр. Ради чего дети, а часто и совершенно взрослые люди наряжаются в карнавальные костюмчики, выдумывают для себя какие-то странноватые имена и гоняют по лесам с древесными клинками в руках?

Как ни удивительно, в ближайшее время больше ролевиков посещают данные сборища не для обсуждения книжек Толкина, а для общения, фехтования на клинках (кстати, фехтование на клинках уже считается видом спорта, официально называющимся «историческим фехтованием», по нему даже проводятся международные соревнования) либо роли в театрализованных представлениях. Последнее в особенности принципиально, ведь в ближайшее время, к огорчению, художественная самодеятельность как вид досуга вполне пропала. Один из моих бессчетных двоюродных племянников участвовал в ролевых играх как раз по этой причине. Кстати, позже он поступил в театральный институт.

Из этого можно прийти к выводу, что ролевые игры представляют собой не только лишь форму культурного досуга, да и поле для самовыражения. Общение с друзьями-единомышленниками, спортивные игры, просто прогулки на природе – красивое хобби и полезное времяпровождение.

Вера Курская, Veranfersky@mail.ru.

Аналогичные записи: Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.