Сочинение на заданную тему

Родителям

Почему наши детки не обожают классику? Так как мы ее сами не любим, не холим и не лелеем.

Тяжело читать тексты, которые требуют от тебя духовного напряжения. А еще сложнее, если ты к тому же не понимаешь их. А за дверью-то ждут-не дождутся компьютер, телек с приставками, видик, детективчик, на худенький конец. Над ними не нужно мыслить. Помните, героиня кинофильма «Драматичность судьбы» гласит: «Я пробую учить их мыслить…» Учить. Так как сам научиться мыслить может не каждый.

Ведь классика поэтому и именуется классикой, что животрепещуща вне времени. Как британский костюмчик – всегда модно, прекрасно и элегантно. Как людские дела – забавное и печальное в одном флаконе. Как природа – всегда одна и для каждого различная.

Мы же сами иногда провоцируем у деток нежелание читать классику. Почему, скажите, мы не оживляемся при «Вальсе» и «Отголосках вальса» Свиридова, не хихикаем над Недорослем? Ну хотя бы не очень от всей души.

Я сама читала лет с 5. Мой отпрыск начал читать с наслаждением исключительно в 8. Просвет в три года можно именовать борьбой за книжку. Он любил слушать чтение вслух, но самому читать не хотелось. Это как старенькые черно-белые киноленты. Если сначала шуточки либо сложные переживания не разъяснять, ребенок ничегошеньки не усвоит, а раз не усвоит, то и глядеть не будет. А вы бы стали? И я нет.

Да, все детки различные, всему свое время, не нужно торопить действия. И все-же необходимы приятные примеры. Если вы, к примеру, мастерски ходите на лыжах, малыши, с большой вероятностью, полюбят лыжный спорт. Если вы каждый выходной ходите в церковь, то и малыши захочут пойти. Помните у Корнея Чуковского: дочке уборщицы рассказыввали сказку про спящую царевну? Ее реакция на вековой сон королевства была очень поочередна: ну и пылищи там было.

Я думаю, если мы не читаем классику время от времени, если мы о ней хотя бы не говорим, детки ее читать не будут. Только своим примером можно обосновать, что читать любопытно.

Почему нашим девченкам не нравится «Барышня-крестьянка»? Это мозгу не постижимо! Такая лав-стори с хэппи-эндом?!! А Чичиков? Это практически 1-ый русский детектив! Один Плюшкин чего стоит. Да простит меня Гоголь за это вольное сопоставление. Просто отпрыску моей близкой подруги таковой мой «отзыв специалиста» посодействовал победить «Мертвые души». А так не хотелось читать!

Ну что поделать – не стильно сейчас хвастнуть, что вчера-таки победила 3-ий том «Войны и мира», постыдно признаться, что хочешь быть похож на Печорина (Да, желаю! А вам что?).

Нам уже заранее публичное мировоззрение подсуропило. Мы знаем, что классика – это скучновато.

От родителей требуется эмоциональная поддержка. Я сама пару раз сформировывала локальное публичное мировоззрение. Это просто. Нужно заразить своим энтузиазмом других. И не расстраиваться, если сходу не выходит.

К примеру, в собственной малеханькой дружной компании у нас для деток есть каждомесячный час чтения. Взрослые читают детишкам вслух. Дети, меж иным, взросленькие – от 10 лет и старше. Для чего? Чтоб вбить в их непутные головы хотя бы зачатки культуры.

Поверьте, старенькые книжки читать любопытно. Но еще – старенькые книжки читать тяжело: и язык более обеспеченный, и слов устаревших много, нередко кодекс поведения не таковой, как в современности, и от этого духовный смысл поведения литературных героев ускальзывает от осознания.

Если мы желаем, чтоб детки обожали классику, прекрасно выражали свои мысли, необходимо попытаться. Именно поэтому мы до сего времени и читаем вслух.

Естественно, чтение вслух – это, сначала, время. Потому мы привлекаем наших бабушек и дедушек, покупаем аудиокассеты (они не дают готовых видеорешений, позволяя ребенку самому фантазировать).

Я уверена, что не достаточно какой современный мальчик будет читать «Детские годы Багрова-внука» Аксакова. Ну не будет, и все здесь. Мне в детстве было с этой книгой скучновато, я так и не победила маленький шрифт и отсутствие картинок. Но когда по случаю прочитала эту книжку в зрелом возрасте… это было, как вспышка; оказывается, повествование любопытно, трогательно, познавательно, где-то уморительно, забавно. С годами пришло осознание и возможность оценить широту охвата темы, умелое внедрение языка. Того языка, который было надо учить, чтоб прекрасно на нем изъясняться, а не современного, обновленно-базарного, языка с кучей двойных ударений, двойного правописания и удручающего примитива.

Чем больше мы читаем старенькых, даже нет, древних, незаслуженно позабытых книжек, тем уникальнее становится наша духовная жизнь.

Но вернемся к школьной программке.

Я знаю не понаслышке жизнь за рубежом. По моему глубочайшему убеждению, лучше российской программки, ну может быть, только китайская, хотя о ней я, честно признаться, мало слышала. Российская программка по литературе всеохватна, глубока, отлично подобрана. Да, есть огрехи. А где их нет?

Чем больше сумеют малыши прочитать в школе, тем лучше для их же. Я классику прочитала минимум два раза – в школе и в институте. Но ведь я гуманитарий. Как быть с техническими Университетами?

У моего отпрыска в 3-ем классе европейской школы был перечень литературы, неотклонимой для чтения. Всего 15 книжечек за год. Ни 1-го всемирно признанного шедевра. Из того, что детям необходимо было прочесть, знакомы мне были только Мумми-троль и граф Дракула. Дра-ку-ла. В 3-ем классе.

Но давайте вернемся к традиционным произведениям для наших детей.

Давайте вспомним себя и разберемся. В 5-ом классе десятилетки мы не очень понимали лермонтовскую «Песнь про… залихватского негоцианта Калашникова», так как за красотой стиха мы не улавливали головного. В 5-ом классе мы еще не проходили Ивана Сурового, и все эти опричники казались нам престарелыми гусарами. Наверняка, зная историю, мы бы прониклись другими эмоциями к Калашникову (еще бы, такая фамилия!).

А «Муму»? Это просто ужастик, после которого не охото Тургенева читать вообщем. (А вы понимаете, что прототипом безымянной (!) барыни послужила… собственная мама писателя?). И кто после «Муму» поверит, что у него есть «Ася», «Весенние воды» и «Дворянское гнездо»? Кто растает от истории его любви к Полине Виардо?..

Я не против «Муму». Малыши должны уметь пережить боль. Это нужно. Но, естественно, неплохо бы отыскать учителю нужные слова. Чуть-чуть сгладить детское горе. И вынудить поверить, что Тургенев написал не только лишь «Муму».

Мой самый возлюбленный курс по литературе – тот, что в восьмом классе десятилетки. «Евгений Онегин», «Горе от разума» (более 100 крылатых слов и выражений, которые до сего времени многие употребляют), «Герой нашего времени»… Напишите по памяти портреты Ольги и Татьяны, как вы их восприняли и помните. А сейчас пристально прочитайте их описание у Пушкина. Опешили? А кто произнес, что супруг Татьяны – старик? Верно, эту идея подал Достоевский, а Чайковский использовал в собственной опере.

Наполеон. Кутузов. Толстой. И Бондарчук. Целая эра страны.

А вы понимаете, что Кутузов два раза был ранен в одно и тоже место – в глаз. Это были так суровые ранения, что он не был должен выжить после первого. А он выжил два раза. И одолел.

А вы понимаете, что в конце 18 века Наполеон послал прошение о зачислении его на службу в Российскую армию, но получил отказ, запросив очень огромное жалование?

Меж иным, чуть ли не самое подробное описание Бородинской битвы – у Толстого. Он сам обошел, облазил, обполз поле схватки. Кстати 5/8, золотое сечение живописцев, переложенное на «Войну и мир», приходится на очень принципиальный абзац – о смысле Бородинской битвы. Как вы думаете, Толстой специально посиживал на завалинке и подсчитывал написанные строки? Как, по-вашему, из-за чего погибла Элен? Очень животрепещуще для девченок в наше время.

Неуж-то после чего вам будет скучновато читать «Войну и мир»? Ну пропустите, в конце концов, эти французские письма, если они так раздражают. (Ну ведь раздражают, правда же?!).

…Жила-была басня со словами «Ишак был самых добросовестных правил…» Вам эта строчка ничего не гласит? Правда, блестящая оценка, по-пушкински! Дядя засиял, как медный грош!

И все-же в восьмом классе мы захлебывались от нахлынувших расстройств. Что же это все-таки за тема такая – романтизм в «Горе от разума»? Дел-то – поведать об особенностях классицизма, его главном отличие от других направлений в литературе – о «единстве времени, места и деяния» (время – одно, только приход Чацкого в дом Фамусова и его пребывание там, место – одно, только дом Фамусова, и действие – одно, только конфликт Чацкого с теми, кто в доме Фамусова) и обрисовать последний эпизод пьесы, там, где «Карету мне, карету!». Это и есть нарушение классицистического принципа. Чацкий, разрывая это триединство, вылетает «в глушь, в Саратов», как пробка от шампанского.

Жалко, что нам практически не ведали о течениях в литературе.

Не успевали мы дух перевести, как на нас нападали «Идеологические искания Пьера Безухова». Как их отыскать, эти искания, в таком гипертексте, как «Война и мир»? Но по сути все опять-таки просто. Только-то и необходимо – проследить путь Пьера от первых страничек романа до последних и обрисовать его (путь). Вот они, искания, – то, что он делает, и что из этого у него выходит.

Ничего заумного. Просто на познание текста.

Когда нам, студентам, преподавательница все это разжевала, оставалось только сожалеть о том, что нам этого не разжевали ранее. Оказывается, мы, малыши, даже будучи старшеклассниками, нередко не осознаем такие тривиальные вещи, как вопросы сочинений. К примеру, мне нередко приходится старшеклассникам разъяснять, на что все-таки желает отважиться Гамлет в собственном «быть либо не быть».

Дело в том, что мы нередко забываем, что малыши все усвоют, если им разъяснить главное, но силенок, актуального опыта по сопоставлению с гонором еще мало, и даже в 16 лет они еще не всегда понимают, где же это главное.

Детям

А еще мы не обожали классику за то, что было надо писать эти самые сочинения. И дело даже не в том, что мы «не желали писать то, что было положено писать». Come on! Сколько таких было? Единицы.

В главном, мы не обожали писать сочинения, так как не умели этого делать. Вот и все.

И если б нам чаще напоминали о том, как их писать, нам было бы легче.

Вот один из планов сочинений на все века:

Об создателе.
История сотворения произведения.
Историческая эра.
Вопрос, находящийся в теме.
Ответ на вопрос, находящийся в теме.
Подтверждения собственной (либо принятой, либо известного человека) точки зрения (с цитатами из текста, с цитатами из выражений узнаваемых людей).
Заключение.

Испугались? Все просто. Пару вступительных фраз об создателе может написать каждый более-менее успевающий по предмету ученик.

Пункт 2 не всегда нужен; только, если это любопытно. Например, «Шинель» Гоголя. Юный Николай Васильевич услышал рассказ о бюрократе, потерявшем в первую же охоту, собственный драгоценный подарок коллег – лепаржевское ружье. Все кончилось отлично – друзья, чтобы спасти бедного незадачливого охотника от нервной горячки, преподнесли ему другое ружье. Этот небольшой смешной рассказ (просто история), рассказанный за бокалом неплохого вина, запомнился и через пару лет Гоголь использовал его. Но как использовал!!! Прочтите «Шинель». Вы чувствуйте неизменное чувство дискомфорта, некий холод?

Остановимся на пт 3. Историческая эра – это время, о котором говорится в произведении. Время от времени уместно упомянуть о времени, когда написано само произведение. К примеру, пьеса Гладкова «Давным-давно» (см. Кинофильм «Гусарская баллада») посвящена войне 1812 года. Но написана она во время Величавой Российскей войны. Вы изловили ниточку-паутинку, которую мы называем «связь времен»?

Пойдем далее. Процитирую… Ленина. Да-да, вы не ослышались.

По его словам, литература XIX века делилась на три периода. Дворянский (до 1825 г.), разночинский (до 1895, если не ошибаюсь) и пролетарский. Что же все-таки это такое? Это про то, какие нормы поведения были меж людьми, и как это отражалось на их поступках.

Возьмите «Евгения Онегина» А.С.Пушкина, прочтите. А сейчас прочитайте пародию «Евгений Онегин нашего времени» Д.Д.Минаева, поэта-разночинца. Прочли?

А сейчас я расскажу вам, как в бельгийском городке Монс мне представилась возможность поглядеть местный спектакль по «Евгению Онегину». Это был модерн, отражающий духовные поиски режиссера. Вы для себя сможете представить Татьяну Ларину в платьице с кринолином, шатающуюся по бальному залу опьяненной в доску? Я не смогла.

Вот такое видение Татьяны – высоконравственной особы-дворянки по Пушкину, нечистой на руку обывательницы-мещанки по Минаеву, стереотипной российской пьяницы-современницы по какому-то-там-режиссеру, – это и есть историческая эра. Когда человек, выделяющийся из толпы, несет внутри себя те правила поведения толпы, которые в этот момент, по воззрению создателя, естественны, непринципиально, со знаком плюс либо минус. Одним из измерял исторической эры в литературе является нравственная планка героев.

4-ый пункт – это вводное предложение о том, для чего, фактически, вы пишите сочинение. Можно повторить в этом предложении фразы из темы сочинения. Тут уместны предложения «давайте проанализируем», «разберем…», «объясним термин…», «что такое…»

И сходу перебегайте к пт 5, который нередко тесновато переплетается с пт 6.

Разглядим пьесу «Гроза» Островского и тему «Личность Катерины». Напишите то, что вы сами думаете о героине, что вам о ней гласили. Давайте, в конце концов, почитаем литературных критиков тех пор – В.Г. Белинского и Д. Писарева. 1-ый восторгается Екатериной, ее силой духа, ее смелостью (а вам, детушки, когда-нибудь разъясняли, что покончить с собой – это тоже не фунт лиха?). А 2-ой гласит, если пошла на обман, так и нечего, дурочка, переживать, а если такая добросовестная, то и сиди в обнимку со собственной Кабанихой.

Вот эти различные точки зрения и есть высшая похвала создателю. Люди задумываются, не остаются флегмантичными.

Если вы можете осветить вопрос с различных точек зрения – честь вам и хвала. Используйте такие слова и обороты речи, как «с другой стороны», «обратная точка зрения», «по воззрению…». Очень помогают словечки «чуть ли не…», «один из», «может быть», «разносторонне».

Если вы считаете, что заглавие произведения несет внутри себя дополнительный смысл, – напишите об этом в сочинении. К примеру, повесть Гончарова «Поединок». Почему так названо произведение? Может быть, главный герой не просто убит на поединке. Может, он, по неопытности ли, по глупости ли, по людской подлости ли, но проиграл поединок… с жизнью?..

А сейчас заключение. Неплохо бы придумать вместительное предложение, отражающее главную идея сочинения.

К примеру, как вам эта фраза:

Статья, которую вы на данный момент читаете, «чуть ли не 1-ая» статья в современной педагогической периодике о том, как обучить малышей писать сочинения. Хм…. Несколько, пожалуй, кокетливо («конечно, и не 1-ая, я совсем не настаиваю, и все-же своевременная» :) ), но отражает главную идея («создатель пробовал посодействовать научиться писать сочинения»). Ну а если серьезно – то:

Л.Н.Толстой утверждал, что четкость изложения бывает только тогда, когда есть ясность мысли. Так и пишутся сочинения – просто и непосредственно. Нужно только осознать, о чем писать.

Лавренова Татьяна

Аналогичные записи: Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.