Сильная школа – идеал не для всех

Психолог – о аспектах «силы» учебного заведения и качестве образования

Сила: умная и грубая

Школы бывают различными: они могут отличаться по учебным программкам, специализации, особенностям деток, размеру классов, режиму обучения…

«Мощная» школа – это школа с усложненной программкой. В ней детки больше времени проводят за учебой, выполнением домашних заданий и пр. Основной мыслью таких программ, обычно, является рвение представить детям информацию вроде бы «на вырост». Ребенку предлагают задачки на материал, который «еще не проходили». В таковой ситуации он не сумеет решить задачку по уже усвоенному эталону. Ему придется выискать новые пути либо хотя бы узнать, чего же конкретно ему не хватает, чтоб придти к ответу. Таким макаром преподаватель провоцирует творческую активность, развивает познавательные процессы. В конечном итоге ребенок, не только лишь умеет решать задачки по шаблону, да и обучается использовать конкретно мышление – а не память. В его репертуаре возникают общие способности работы с различного рода информацией и формируется метод мышления, близкий к научному, направленный на зание нового. Ребенок обучается выделять главное и второстепенное, строить догадки, инспектировать их и делать выводы, обобщать приобретенный опыт. Это – главное достоинство таких учебных программ.

Но мысль опережающего развития в неких школах реализуется не совершенно успешно. Выдаваемые «на вырост» бессчетные познания не структурируются подходящим образом. В итоге малыши оказываются засыпаны массивом различных определенных сведений, которые приходится учить назубок заместо того, чтоб обобщать их. Это типичная проверка на выносливость: для подобного обучения принципиально качество памяти, а не умение мыслить. В итоге ученики, не научившись мыслить, имеют в голове огромное количество отдельных кусочков инфы (дат, латинских заглавий), которые никак не увязываются в общую картину.

Совпадение желаний

Как и неважно какая другая особенность, усложнение обучения не может быть симпатичным для всех. В неплохой «сильной» школе основная ценность – умственное любопытство. Естественно, успешными оказываются способные детки, которые вправду готовы посвящать огромную часть собственного времени учебе, а не уходят с головой в другие занятия – к примеру, спорт либо общение со сверстниками.

Кроме наружной различия в учебных успехах, естественно, будет различаться и самоощущение деток. Самооценка зависит не только лишь от возможностей: для удачной учебы важнее желание обучаться, целеустремленность, чем возможности. Если образование – либо обширнее, познание вообщем – уже является своей ценностью для малыша, а его интересы сконцентрированы на профильном для школы предмете – ребенок будет чувствовать себя на собственном месте.

Малыши, которые не испытывают азарта от решения непонятных задач, у каких это вызывает только растущую тревогу и противные переживания, – чуть ли будут отлично ощущать себя в таких критериях. Так как они с огромным энтузиазмом относятся к чему-то другому, им будет трудно и безотрадно против воли приковывать свое внимание к абстрактным вопросам, которые их лично не задевают. Завышенные требования не будут вызывать желания обучаться. Они будут рождать тревогу, ребенок может начать очень уставать и почаще болеть. Если это ваш случай – не стоит отдавать отпрыска либо дочь в «сильный» класс либо настаивать на предстоящей учебе в нем: ребенку тяжело, и лучше испытать отыскать ему подходящую нишу в другом месте.

С кем мне любопытно?

Познание как ценность вначале задается родителями. Но для фуррора в «сильной» школе эта ценность должна «вжиться» в нрав малыша, стать его своей. Так как в «сильной» школе собираются малыши, для которых принципиальна возможность улучшать свое мышление, можно полагать, что их эмоции оказываются немного пригашены. Дела складываются в среднем наименее личностно-значимые, не настолько теплые либо брутальные. Больший акцент делается на «содержательной» дружбе – к примеру, совместном исследовании инфузорий-туфелек, а не дружных прогулах уроков. Это также может служить аргументом при выборе подходящей школы для малыша. Если для него очень принципиальна сплоченность компании и он очень компанейский, ему может быть некомфортно в классе, где изредка дерутся и мирятся. Если же ему больше нравится вести взаимодействие с теми людьми, которых, как и его, завлекает наука – может быть, это подходящий вариант.

Для «сильной» школы ее «сила» – отличительный признак, т.е. другие школы в сопоставлении с ней признаются вроде бы слабее. Это сформировывает у малышей чувство их избранности. И оказывается очень принципиальным для ребенка, который всегда отыскивает группу, с членом которой он отождествлял бы себя (референтную группу). Класс – в особенности таковой, необыкновенный – нередко может стать таковой референтной группой. Чувство того, что он не один, сформировывает у малыша уверенность внутри себя и в том, что у него есть товарищи – такие же, как он.

Таким макаром, в подростковый период ребенок может отыскать и чувственную опору в том, что обучается в школе, которая отличает его от других. Очевидно, если он успешен в этом коллективе.

В семье, которая дает малыша в школу с завышенными нагрузками, очень огромное значение придается образованию и умению его получать. Соответственно, взаимодействие малыша с родителями почти во всем обосновано этим. Т.е. с одной стороны, такое общение, вероятнее всего, умственно насыщено. С другой стороны, оказываются необходимыми статусные вещи, удачливость, целеустремленность – и обоюдные оценки выносятся по результатам фурроров. Малыша поощряют и наказывают зависимо от того, как отлично он обучается. Соответственно, и у него формируется представление о том, что людей следует оценивать по тому, как они мастерски успешны, эрудированны, образованны. Это несет с собой некую чувственную охлажденность.

Так мы идем в сильную школу?

Современное общество именуется информационным, так как конкретно информация является основной ценностью, предметом торговли и предпосылкой злодеяний. Ранее для удачной жизни было довольно получить определенный набор познаний, и далее оставалось стремиться к профессионализму в собственной нише. На данный момент же для спеца в хоть какой области принципиально умение ориентироваться в пространстве новейшей инфы, отыскивать необходимое и отбрасывать шелуху. Принципиально не знать что-то, а знать, где это можно отыскать.

Соответственно, при образовании, построенном с опережением, у малыша формируются понятия о способах зания – т.е. он может не знать, сколько будет 1518 либо что такое «странноватые аттракторы», но он выдумает, как это посчитать либо где об этом прочитать.

В то же время другой тенденцией современного общества является вербование в него людей с особенными способностями. Так, в почти всех школах создаются классы, в каких рядом обучаются обыденные детки и детки с нарушениями развития. Задачка такового коллектива – воспитание терпимости друг к другу и обучение тому, как устанавливать теплые дела. Тут в центре внимания оказывается чувственная сфера, большее внимание уделяется возможности разговаривать с людьми, выстраивать гармонические и почтительные дела. Детям демонстрируют, что все люди имеют свои плюсы.

Эта тенденция если не прямо обратна направлению, в каком развиваются «сильные» школы, то почти во всем ей противоречит. В первом случае в фокусе находится умственное развитие, во 2-м – эмоциональное. Коммуникативные возможности и ум – не одно и то же. Ребенок (и взрослый) может быть даровитым умственно и испытывать полное омерзение к людскому обществу, может быть восхитительным и проницательным собеседником, ненавидя решать задачки. Удачным в обоих видах деятельности человек бывает далековато не всегда.

Школа, в особенности не плохая школа, может развить имеющиеся у малыша склонности и возможности, сформировать энтузиазм к некий новейшей для него области; может – если она нехорошая – эти возможности подавить. Но изменение уже сформировавшихся особенностей личности – это не задачка школы. Потому лучше выбирать для малыша место учебы, исходя из его интересов и возможностей. И, до того как сделать выбор, конкретно через призму склонностей малыша изучить плюсы и недочеты различных школ, колледжей и гимназий.

Александра Бочавер, психолог
Статья из журнальчика
Мощная школа - эталон не для всех

Аналогичные записи: Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.