Проблемы школьной адаптации. Часть I

Пришло 1-ое сентября. Предки первоклассников за длительное время ранее денька избрали школу для собственных малышей, приобрели школьные принадлежности, форму, получили учебники. Вся семья с волнением ожидала первого учебного денька, предки волновались о том, как у малышей сложатся дела с учительницей и одноклассниками.

Всем охото, чтоб обучение было удачным и доставляло гораздо меньше проблем. На вопрос: «Как ты будешь обучаться в школе?» – будущие первоклассники уверенно отвечают: «На 5!». И хотя само понятие удачливости относительно, вправду принципиально, чтоб дела в школе были успешными.

Как рачительные предки, вы уже почти все сделали для того, чтоб как можно лучше приготовить собственных малышей к школе. Будущие первоклассники почти все узнали, получили четкое понятие о многих предметах и явлениях мира вокруг нас, выучили огромное количество стихотворений, с наслаждением пересказывали сказки и различные истории. Они даже научились читать и считать, хотя родителям и не рекомендовали это делать. Детям проявили школу, их класс, провели по школьным коридорам и рекреациям, растолковали как необходимо вести себя на уроках. Врачи, психологи, преподаватели детского сада, куда прогуливались ваши малыши до школы, дали положительную характеристику уровню их речевого и познавательного развития, поставили положительные баллы «школьной зрелости». И все-же тревожно.

И это отлично, что у родителей отмечается некая толика беспокойства, которая охарактеризовывает их как любящих, рачительных, ответственных за истинное и будущее собственного дитяти. Такие предки пристально наблюдают за ходом привыкания к новым условиям и сопереживают с ребенком его 1-ые успехи и трудности.

А трудности в 1-ые деньки обучения появляются у большинства деток. Новые переживания, требования, формы организации деятельности требуют от первоклассников столько сил и напряжения, что поведение деток может резко отличаться от обычного. У недостаточно компетентного учителя может появиться неверное представление о ребенке, потому что его поведение, стиль общения с другими детками в классе могут не соответствовать его нраву, склонностям и интересам. Оказавшись в школе, новички-первоклассники становятся вроде бы не схожими сами на себя.

Дома либо в детском саду ребенок просто, свободно и уверенно справлялся с разными достаточно сложными движениями, поручениями, умственными задачками. В школе, напротив, он ощущает некую неуверенность в том, что может выполнить все, что от него просит учитель. Совместно с тем, им движет желание сделать все как можно лучше, отлично. На практике выходит так, что малыши вроде бы утрачивают способность мыслить без помощи других, часто повторяют то, что молвят и делают другие.

В 1-ые деньки занятий внимание первоклассников нестабильно, концентрируется на очень узеньком участке, плохо переключается. Им тяжело навечно сосредоточиться на выполнении заданий, ответах товарищей. Малыши нередко не понимают того, что задание, объясняемое всему классу, имеет отношение и к ним самим. Увлекшись выполнением какого-то упражнения, старательно и скрупулезно его выполняя, они не замечают, что все другие уже приступили к новейшей работе.

Одни посиживают на уроке точно «замороженные», страшатся пошелохнуться. Они копотливы, заторможены и так сосредоточены, что практически не лицезреют и не слышат ничего вокруг, не держут под контролем собственного поведения, не замечают, что делают и как ведут себя другие. От переутомления некий ребенок может вообщем не интересоваться содержанием урока: достать фрукты либо бутерброды, приготовленные родителями, начать их есть. В предстоящем окажется, что это живы, чувственные, малость шаловливые, радостные и подвижные малыши.

Другие первоклассники (почаще мальчишки), напротив, кажутся лишне активными, возбужденными, чувственными. Без всякого злого умысла, с ухмылкой и радостью на лице (по поводу и без повода) они нарушают порядок в классе. Могут спонтанно перебегать от стола к столу, говорить на посторонние темы. Им трудно сосредоточиться на выполнении задания либо слушании разъяснения учителя. Привыкнув к новейшей обстановке, они скоро вновь станут размеренными, уравновешенными, внимательными и дисциплинированными.

Но на практике переходный период для таких деток нередко бывает омрачен замечаниями по поведению, нехорошим оцениванием ответов на уроках, необходимостью угнетения обычных желаний, подчиняться непривычному для их ритму и режиму.

Эти и другие ненужные явления в поведении, работоспособности, настроении и интересах малышей в период начала периодического обучения объясняются перестройкой обычного стиля жизни, обыкновенными трудностями установки нового. Спецы отмечают, что даже в критериях неплохой подготовительной подготовки малышей к школе, при наличии у их желания обучаться, охотном посещении уроков, высочайшем уровне речевого и умственного развития, им тяжело дается переключение на новые виды деятельности, привыкание к новым требованиям и условиям.

Это происходит поэтому, что конструктивно изменяется соц статус малыша, его место и роль в микросоциуме, круг общения. Начинает активно складываться новенькая система отношений, ценностей, деятельности. Ребенку приходится срочно привыкать к новенькому для него режиму учебы и отдыха, долгое время пребывать в состоянии покоя, статики, заместо обычного активного движения, длительно находиться в закрытых помещениях.

Даже детям, побывавшим в детском саду, приходится в 1-ое время поновой выстраивать собственный круг общения, «завоевывать» место в новеньком обществе. Все это просит от малыша определенного напряжения, конфигурации сложившихся стереотипов поведения, стиля отношений. В итоге даже у самых старательных и отлично приготовленных первоклассников в 1-ое время ничего не выходит. Напротив – все выходит страшно плохо: карандаши рассыпаются и ломаются, ручка течет, тетрадки мараются, книги с грохотом падают.

Удачливость начала обучения в школе в определенной мере связана с достигнутым уровнем физического развития малыша. Очень принципиальна сформированность большой и маленькой моторики, соответственной его возрасту. Представьте для себя первоклассника, который до школы не завладел способностями самообслуживания, не научился без помощи других одеваться, застегивать пуговицы, зашнуровывать башмаки, не умеет обращаться с маленькими и хрупкими предметами. Ему придется не только лишь выносить шутливые взоры других малышей в классе, да и длительно страдать, обводя клетки, выводя палочки, числа и буковкы. Работа, изготовленная неудобной рукою, будет отличаться неопрятностью, небрежностью.

На школьной успеваемости может сказываться даже таковой, кажется, не связанный с учебной деятельностью, процесс, как принятие еды. Ребенок, которого приучили в детстве есть с уговорами, различного рода отвлечениями от этого актуального акта, связывает питание с игрой и забавой либо проявляет активное сопротивление съестному. Ту же манеру он применяет потом в отношении еды умственной.

Тем детям, кто до школы не прогуливался в детский сад, приходится обучаться полному самообслуживанию, самостоятельности на уроке, в столовой, раздевалке и даже в туалете.

Если первоклассники до школы не имели опыта самостоятельного выполнения каких-то заданий, поручений, обязательств, проявления выдержки и напористости в достижении цели, им с огромным трудом удается управляться с все вырастающими учебными требованиями и нагрузками. Тут скажется отсутствие у малыша привычки и возможности преодолевать трудности, мобилизовать свои силы.

Такие малыши не смотрят за своим внешним обликом, запамятывают учебные принадлежности, теряют вещи. Равномерно у их начинает складываться комплекс неполноценности, неуверенности внутри себя, собственных силах и способностях. От расстройства, что все выходит некорректно (при отсутствии осознания и поддержки со стороны взрослых), у деток падает энтузиазм к школе, теряется желание обучаться.

У других же, напротив, наблюдается самоуверенность, легкое отношение к учебе, пренебрежительное отношение к другим. В дошкольном детстве предки отмечали и высоко оценивали мельчайшие успехи собственного малыша, относили их к его выдающимся качествам. Мельчайшее неудовлетворение их желаний, отрицательное оценивание результатов их работы либо ответов, вызывает у их бурный протест, нехорошие проявления и поступки. Снаружи они могут казаться успешными, но у их может быть искаженная мотивация к учебной деятельности, ограничивающая личностное развитие.

Готовность к обучению в широком смысле содержит в себе не только лишь количественную характеристику припаса познаний и представлений малыша, да и уровень развития обобщающей деятельности мышления, возможности обобщать и дифференцировать предметы и явления мира вокруг нас. Развитие этой возможности также происходит равномерно, по мере овладения опытом учебно-познавательной деятельности.

Очень нередко первоклассниками бывает тяжело решать задачки по арифметике, так как детки просто не могут визуально представить для себя объект собственного размышления, те ситуации, предметы и деяния, о которых речь идет. Недостающий актуальный опыт, малый объем зрительных представлений, укоренившееся неверное мировоззрение об окружающей реальности нередко являются предпосылкой затруднений и неуспешного решения учебных задач. Чтоб свести эти задачи к минимуму, уже в дошкольные годы нужно развивать у деток такие свойства, как любознательность, активность, самостоятельность, пытливость разума.

Малышей необходимо учить следить, ассоциировать, систематизировать и классифицировать, планировать свою деятельность. Приготовленные детки могут выделять учебную задачку, выбирать методы ее решения. Они способны к поиску путей для наилучшего осознания учебного материала и четкого представления того содержания, с которым имеют дело на уроке.

Школьное обучение предъявляет все новые требования к речи, вниманию, памяти. Перед детками ставятся новые для их мнемические задачки: случайного заучивания, проигрывания и обработки учебных текстов и заданий. Психологи отмечают, например, что удачливость усвоения материала по русскому языку почти во всем связана с точностью рассредотачивания внимания; обучение чтению просит умения концентрироваться.

Неумение стремительно запоминать и точно воспроизводить задание, слушать и слышать разъяснение учителя, сказывается на общей успеваемости. Потому так принципиально следить за ребенком, подмечать его интересы и склонности, возможности и ограничения.

Неуспешный школьный старт приводит к нарушению настроения, понижению самооценки, и даже к ухудшению здоровья малыша. Он становится раздражительным (либо вялым, безучастным), плохо дремлет, отрешается от пищи. У части деток в период адаптации могут отмечаться разные соматические отличия: завышенная температура, боль в голове, боли в животике, обострения приобретенных болезней. Все это следует рассматривать как проявления и следствия закоренелой и очень затянувшейся волнения, чувственного дискомфорта, страхов.

Если впору не направить внимания на затруднения деток и не оказать эффективной помощи в период адаптации, трудности в обучении будут больше нарастать. Если бросить малыша без внимания родителей и корректной проф поддержки, период приспособления к новым условиям, новым людям, предъявляемым требованиям затягивается, его проявления получают стойкий нехороший нрав. В последние годы отмечается резкое повышение числа малышей с томными нарушениями процесса адаптации к школе, с выраженными школьными трудностями.

Продолжение…

Надежда Реуцкая
педагог-психолог
ст. научный сотрудник Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца
консультант Центра «Мэри Поппинс»
Статья предоставлена Центром «Мэри Поппинс»

Аналогичные записи: Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.