Письменная речь

Многие, столкнувшись с неистребимыми «глуповатыми» ошибками в тетради младшего школьника, приходят в кошмар, винят его в лени и бестолковости… Но повинет ли малыш? Как выявить, есть ли у вашего малыша расположенность к нарушению письменной речи? Какие слабенькие звенья в развитии речи могут воздействовать на овладение письмом? Что все-таки в состоянии сделать предки, если их ребенок относится к «группе риска»?

Поступление малыша в школу не только лишь праздничек в семье, да и новые задачи и заботы, ожидания и нередко расстройства. Если к концу первого класса в тетрадках неких первоклашек учителя и предки с огорчением замечают стойкие, повторяющиеся, нередко несуразные, не поддающиеся объяснению ошибки, то можно гласить о дисграфии — затруднении в овладении письмом. К огорчению, количество деток с трудностями овладения письмом и грамотностью с каждым годом возрастает. По самым общим подсчетам, таких малышей сейчас около 30%. Трудности, возникшие в процессе школьного обучения, без своевременной квалифицированной коррекционно-развивающей работы, обычно, перерастают в приобретенную неуспеваемость. Нынешние предки почти во всем отличаются от тех, которые были лет 10–15 вспять. Они желают разобраться в причинах неуспешности собственного малыша и ощущают внутри себя силы и способности посодействовать детям совладать со школьными неуввязками. Дисграфия «рождается» не в школе, а существенно ранее: у деток дошкольного возраста. Конкретно в этом возрасте уже можно выявить предпосылки появления дисграфии, которая безизбежно проявится у малыша с началом школьного обучения в этом случае, если не будут приняты надлежащие профилактические меры.

Как понятно, всякую болезнь легче предупредить, чем вылечивать. Потому нужно еще в дошкольном возрасте предупредить возможность появления дисграфии у малышей методом устранения у их уже показавшихся ее предпосылок.

Как выявить, есть ли у вашего малыша расположенность к нарушению письменной речи? Сначала следует сказать о том, что нарушение письменной речи является обязательной спутницей общего недоразвития речи малыша. Но мы возьмем обыденного дошкольника без видимых патологий. Какие слабенькие звенья в развитии речи могут воздействовать на овладение письмом? Разглядим предпосылки каждого из видов дисграфии и методы их выявления.

Неверное звукопроизношение. Наличие звуковых замен является предвестником 1-го из видов дисграфии, так как неверное проговаривание слов в процессе письма в период обучения малыша грамоте приводит к подходящим буквенным подменам. Допустим, если ребенок в свободной речи звук [Р] подменяет на [Л], то заместо слова «рука» он может написать «лука».

Неумение различать близкие по звучанию звуки: твердые — от мягеньких, гулкие — от глухих, свистящие — от шипящих.

Физический слух у вашего малыша может быть красивым, а звуки речи он слышит по-своему.

Попросите малыша повторить за вами ряд слогов. Аннотация: «Слушай пристально и повторяй за мной как можно поточнее: Та-да-та Са-за-са Па-ба-па Да-та-да Жа-ша-жа Ка-га-ка Ма-мя-ма Ня-на-ня Ча-тя-ча СА-ша-са».

Звуки, не различаемые на слух, ребенок в предстоящем будет взаимозаменять на письме. К примеру, при нехорошем различении жестких и мягеньких звуков он может написать заместо слова «ряд»— «рад». Если ребенок путает глухие и гулкие звуки, то «сода» в тетрадке преобразуется в слово «сота».

Трудности звукового анализа. В процессе обучения грамоте нужно умение тонко рассматривать устную речь для ее перенесения на бумагу.

Проверьте, обладает ли ребенок простейшими видами звукового анализа, к которым относятся последующие.

Умение определять наличие звука в слове. Положите перед ребенком 3 предметные рисунки, в заглавии которых есть звук [К], и одну, в какой нет данного звука. (К примеру: курица собака, волк, заяц.) Аннотация: «Назови рисунки. В заглавии каких картинок есть звук [К]? » Выделение ударного гласного из начала слова и последнего согласного из конца слова. Аннотация: «Какой 1-ый звук в слове „утка“? Какой последний звук в слове „петушок“?» Определение примерного места звука в слове по принципу: начало, середина, конец. Аннотация: «В слове „санки“, где находится звук [С]: сначала, посреди либо в конце? А в слове „капуста“? В слове „матрос“?» Если ребенок старшего дошкольного возраста не способен даже в этих границах «ощутить» звуковой состав слова, эта несостоятельность непременно увидит себя более очевидно, проявившись в виде дисграфических ошибок на письме.

Нарушение грамматического строя речи. Предки нередко умиляются тому, как молвят их дети, и не исправляют их. «Черниковое варенье», «соломная шапка» — в устах 3-х летнего малыша это вправду звучит очень мило. Но когда так гласит ребенок 6 лет, это уже является поводом для беспокойства.

Направьте внимание, способен ли ваш ребенок создавать существительные множественного числа в родительном падеже? Аннотация: «Один дом, а много домов. Один карандаш, а много… Одно окно, а много… Одно ведро, а много… Одно яблоко, а много…» Умеет ли создавать притяжательные прилагательные от существительных? Аннотация: «У зайца лапа заячья. А у кошки? У собаки? У лисы? У медведя?»

Неверное употребление окончаний слов в устной речи является бесспорным предвестником возникновения в тетради малыша ошибок, которые мы называем аграмматизмами.

Недостающая сформированность зрительно-пространственных представлений. Достаточный уровень развития зрительно-пространственных представлений является нужным условием для запоминания образов букв и, в особенности, для различения букв, близких по начертанию. Все буковкы российского алфавита состоят из набора одних и тех же частей: «палочки» «овалы» и нескольких «специфичных» частей. Схожие элементы, по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют разные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий меж знаками, то это обязательно приведет к трудностям усвоения их написания. Чтоб осознать, сформирован ли данный вид восприятия у вашего малыша, нужно узнать: соображает ли ваш ребенок значение пространственных предлогов. Попросите малыша положить карандаш НА книжку, ПОД книжку, ЗА книжку, ПЕРЕД книжкой, ОКОЛО книжки, подержать НАД книжкой. Если ребенок совладал с этим заданием, то взрослый должен сейчас уже сам сделать эти манипуляции и попросить малыша сказать, куда кладется карандаш. Ориентируется ли ребенок в правой и левой стороне места, в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу? Уточните, сформировались ли у малыша представления о правом и левом, уверенно ли он принимает схему собственного тела, попросите показать, где у него правая рука, левая нога, левая пятка, правый глаз и другие части тела (ухо, локоть, колено и т. д.). Попросите малыша показать, какие предметы находятся справа, а какие — слева от него. Положите вилку слева от тарелки, а ложку справа. Попросите показать тот предмет, который находится справа от тарелки, слева от тарелки. Спросите у малыша, какой из предметов на картинке находится выше, а какой — ниже, какой далее, а какой — поближе. Довольно ли сформированы операции зрительного анализа и синтеза? Попросите малыша сложить из кубиков по эталону какой-нибудь легкий предмет. Предложите сказать, чем отличаются друг от друга две похожие рисунки.

Нечетко сформированные пространственные представления приводят к возникновению у школьников оптической формы дисграфии.

Как указывают многие исследователи, наличие предпосылок дисграфии — это уже патология, одним из главных видимых признаков которой является отклонение от обычного хода речевого развития. Это отклонение проявляется в том, что у малыша оказывается несформированной какая-то психологическая функция (либо ряд функций), которая уже должна быть сформирована к данному возрасту. Факт существования предпосылок дисграфии свидетельствует о том, что она уже имеется, но еще пока в сокрытом виде. «Укрыта» же она только до того времени, пока ребенок не взялся за ручку и тетрадь. Что все-таки в состоянии сделать предки, если их ребенок относится к «группе риска»? 1-ое и самое главное: впору обратиться к спецам, чтоб вовремя и отлично посодействовать вашему ребенку. 2-ое, более принципиальное: не ожидать, что все «само собой появляется», а находить помощи и веровать, что итог будет достигнут.

Подробная психолого-педагогическая диагностика, хорошо выстроенная коррекционная работа, долгое наблюдение за развитием малыша и верный подход к процессу обучения позволяют вообщем избежать диагноза «дисграфия».

В.С. Бунина

Аналогичные записи: Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.