Отпускать ли ребенка одного? Безопасность по-французски: 3 шага

Одна из заморочек родителей школьников в большенном городке — поначалу организовать доставку малыша на учебу и назад, также на различные кружки, а позже отважиться в конце концов отпускать отпрыска либо дочь одних — ходить в школу, гулять с друзьями, ездить на публичном транспорте. Как с ответственностью за безопасность собственных малышей управляются французские предки? Какие шаги они совершают, чтоб сделать малыша самостоятельным?

Отпускать ли малыша 1-го? Безопасность по-французски: 3 шага

Шаг 1-ый: просчитать риск и предоставить самостоятельность

У моего поколения странноватые представления о безопасности. В 8 лет я, как и многие мои одноклассники, с ключом на шейке ворачивалась из школы домой (практически километр по Бирюлеву), разогревала (на газовой плите) приготовленный вечерком матерью и бережно налитый в небольшую кастрюльку суп, прогуливалась за молоком и картошкой в магазин. И никому из взрослых даже в голову не приходило, что кое-где меня могла подстерегать опасность (либо приходило, но все эту идея от себя гнали, так как все равно из школы меня забирать было некоторому). Но при всем этом было строжайше запрещено говорить с незнакомцами и открывать кому-либо дверь (стращали цыганками и разбойниками).

На данный момент моей старшей дочке Саше 13 лет, ее школа (французский лицей) находится километрах в 3-х от дома, но я ни за что не отпущу ее туда одну. И еще пока не решила, через сколько лет я разрешу ей передвигаться по Москве без помощи других. И в булочную мои малыши прогуливаются одни только во Франции, в небольшом городе, где все друг дружку знают.

А вот многие Сашины одноклассники (французы) живут рядом со школой и ворачиваются домой такой развеселой ватагой (время от времени я вижу, как ватага перебегает Чистопрудный бульвар, даже не поинтересовавшись, какой цвет у светофора, и у меня сжимается сердечко). Многие ездят на самокате (1-го мальчугана из-под колес какого-то джигита на внедорожнике выслали в поликлинику прямо от ворот школы). А один 12-летний фаворит по карате ездит на велике на Лубянку с Остоженки.

«Задача родителей — позволить ребенку приобрести чувство инициативы и чувство просчитанного и соответственного его возрасту риска. Каждый родитель составляет свой коктейль из собственной беспечности и тревожности. Основная задачка родителей — чтоб этот коктейль вызывал в ребенке уверенность. Принципиально, чтоб у него всегда было желание идти вперед, но осторожно. И тут не так важен возраст. Один ребенок будет готов ранее, другой — позднее. Можно проверить, „созрел“ ли он, задав обыкновенные вопросы: что ты сделаешь, если потеряешь ключ? Знаешь, по какому номеру звонить, если у тебя неувязка? К какому другу пойдешь за помощью, если не сможешь сам открыть дверь?».
Сесиль Демазьер-Берли, психолог

Шаг 2-ой: обучить вести себя в небезопасных ситуациях

«У нас сейчас снова была пожарная тревога», — отрадно докладывает Маруся. Я сжимаю зубы, чтоб не выдать чего-нибудть язвительное в адресок администрации лицея: на дворе —20°С. Пару раз в год во всех французских школах проходят учебные пожарные волнения. Детки должны, сохраняя спокойствие, следом за учителем спуститься по лестнице во двор и ожидать там окончания упражнения. Им не разрешают одеваться: они выходят на улицу, в чем есть, хоть в дождик, хоть в снег. (Умная Маруся сейчас всегда посиживает в классе в теплой кофточке — на всякий случай.) Как российская мать, я возмущаюсь: как можно детей (а эта учебная тревога касается даже трехлеток!) выгонять на мороз голыми! Но здравый смысл дает подсказку: если дать детям возможность одеться и переобуться, у их на это уйдет минут 20. И упражнение насмарку.

Время от времени французы представляются нам безалаберными и ветреными. Но есть вещи, с которыми они не будут шутить. Детки должны научиться верно вести себя в небезопасной ситуации, и здесь они следуют настолько возлюбленной нами, русскими, поговорке: «Тяжело в ученье — просто в бою».

Воспитатель с юга Франции Сандрин Марти ведает: «Мы повсевременно тренируем деток на случай пожара, землетрясения, взрыва газа и т.д. А еще даже самым небольшим детям мы объясняем, какие угрозы могут подстерегать их дома: бытовая химия, жгучая плита, открытое окно и т.д. Ну, и, естественно, говорим о правилах дорожного движения».

Психоаналитик Мишель Жебер считает, к примеру, что, как ребенок научился плавать, его следует учить простым приемам спасения на водах. «Летом это могли бы организовать даже гостиницы: в почти всех гостиницах есть бассейны. 12-летний ребенок, если ему заблаговременно разъяснить, что нужно делать, способен спасти тонущего малыша».

Отпускать ли малыша 1-го? Безопасность по-французски: 3 шага

Шаг 3-ий: не снижать самооценку

«Осторожно, упадешь!». Когда предки стараются оградить малыша от хоть какой угрозы, они передают ему, как ни феноминально это звучит, последующую информацию: «мир опасен» и «ты этого не можешь». Нередко детки получают противоречивые сообщения. С одной стороны, предки повсевременно повторяют «иди, не бойся», но как детки становятся незначительно более автономными, на их обрушиваются нескончаемые «осторожно!», произнесенные с опаской в голосе.

Как в этом разобраться? С одной стороны, «поцелуй даму», а с другой — «ни в коем случае не говори с незнакомыми». Если ребенку необходимо время, чтоб привыкнуть к новенькому человеку, осознать, кто перед ним, до того как кидаться ему на шейку, про него молвят, что он робкий, что он опасается людей. А про того, кто без стыда кидается к каждому проходящему мимо взрослому, предки произнесут с упреком «он готов уйти с кем угодно!».

Французские психологи советуют никогда не гласить: «ты ударишься — обожжешься — порежешься». Употребляемые в дальнейшем времени глаголы намекают ребенку, что все эти страхи неминуемы. А Франсуаза Дольто, к примеру, вообщем считала, что так можно привлечь нехорошие последствия, т.е., проще говоря, «накаркать».

«Ребенок должен как можно ранее научиться действовать осмотрительно без вмешательства взрослого, т.е. научиться определять собственные пределы. Больной эпизод (если ребенок просто поранится ножницами, к примеру) может стать очень полезным, если у вас получится, не добавляя ему страданий либо комплекса неполноценности, посодействовать преодолеть это испытание и выйти из него обогащенным опытом, т.е. добавив убежденности внутри себя. Если злосчастный случай произошел, окружите малыша заботой. Не ругайте его, успокойте его ужас. Обработайте рану, дайте ему выплакаться либо выкричаться, но никогда не смейтесь над ним и не упрекайте в том, что он указывает, как ему больно… Когда ребенок успокоится, попытайтесь совместно разобраться в причинах беды, и, если может быть, растолкуйте ему, как большенному, как вы сами обращаетесь с этим небезопасным предметом».
Франсуаза Дольто

Екатерина Семина-Мак Фарлан

Аналогичные записи: Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.