Мы растем!

Все о развитии малыша от 1 года до 1 года и 3 месяцев

Предлагаем примерные игры-занятия, которые следует проводить с ребенком этого возраста.

Воспитание познавательной активности в процессе действий с предметами

Программное содержание.

Малыша учат делать взаимосвязанные прямые и оборотные деяния с предметами: раскладывать и собирать, вынимать и вкладывать, перекладывать шарики в коробку, ведерко, скатывать их по желобку, раскладывать и собирать цветные колпачки, нанизывать на стержень 5 схожих колец, вкладывать полые предметы (наименьший в больший), накрывать схожие полые предметы (кубы, конусы) наименьший огромным. Малышу демонстрируют, как можно собрать игрушку из 2-х частей (матрешку, бочата). В играх с ребенком употребляют предметы, изготовленные из разных материалов (металл, дерево, целофан, бумага, ткань), издающие различное звучание (колокольчик, бубен, погремушку).

Занятие с кубами

Цель. В процессе практических действий знакомить малыша с особенностями куба — устойчивой геометрической фигурой, имеющей однообразные грани. На эмоционально-чувственной, приблизительной базе дать представление о свойствах заполненных и полых емкостей.

Материал. 8 кубов 1-го размера (4 см) и цвета помещены в две коробки размером 10x10x3 см и 5x5x15 см.

Ход занятия. Мать дает ребенку плоскую коробку, закрытую крышкой.

«Что там?» — спрашивает взрослый, встряхивая коробку. Малыш открывает ее и вынимает попеременно кубик за кубиком. Мать учит малыша действию поочередного выкладывания предметов, другими словами один за одним. В конце пустая коробка показывается малышу: «Нет! ничего нет!» Коробка запирается крышкой и встряхивается: «Не гремит. Пустая коробка» — констатирует мать.

Потом малышу предлагается высочайшая коробка, мать встряхивает коробку: «Тук-тук! Что там?» Мать наклоняет высшую коробку и один за одним передает малышу кубик за кубиком (так соблюдается последовательность действий с предметами). Когда коробка опустеет, малышу предлагают заглянуть в нее, встряхнуть: «Нет! Ничего нет!»

В третьей части занятия мать с ребенком строят башенку, а потом поезд. Кубы накладываются вертикально либо прикладываются один к другому в горизонтальной плоскости.

Занятие с цветными колпачками

Цель. На эмоционально-чувственной, приблизительной базе знакомить малыша с предметами конической формы (полые конусы различного цвета и величины) — «колпачками».

Материал. 8 разноцветных колпачков, поочередно вкладывающихся один в другой. Цвет колпачков можно избрать произвольно либо в согласовании с основными цветами диапазона.

Ход занятия. Мать ставит перед малышом игрушку — колпачки, убранные поочередно один в другой. Ребенок лицезреет только верхний, наибольший колпачок. Мама придвигает всю конструкцию к малышу и предлагает снять верхний предмет, потом последующий за ним. Уделяет свое внимание крохи на цвет каждого колпачка и поочередно (в ряд) выстраивает один за одним.

Во 2-ой части занятия мать на очах малыша «свертывает» все колпачки, поочередно накрывая наименьший огромным. Все это сопровождается радостным разговором, чувственно обыгрывается. Потом малышу предоставляется возможность действовать с колпачками так, как ему охото.

На следующих упражнениях мать указывает, как можно выстроить прекрасную башенку, накладывая поочередно каждый наименьший колпачок на больший.

Занятие с матрешкой

Цель. Познакомить малыша с раскладывающейся конструкцией: из одной, большой, возникает 2-ая, малая.

Материал. Две игрушки — большая и малая. Из коробок вырезается либо способом перегиба картонной планки делается два столика: большой и небольшой.

Ход занятия. Для игры с матрешками можно придумать занятный сюжет. К примеру, они могут кататься на машинках, плясать, играть «в прятки»: скрываться под платочек на очах малыша. А он пусть обнаруживает их под платочком.

В конце занятия мать предлагает «напоить» их чаем, угостить. Матрешек ставят за импровизированные столики, огромную — за высочайший (большой) столик; небольшую — за маленький (небольшой). Чашечки подготавливают заблаговременно, из скорлупы ореха либо узкой картонной полосы, свернутой спиралькой. Мать ярко обыгрывает ситуацию чаепития, матрешки благодарят малыша. Взрослый снова закрепляет приобретенные малышом познания, демонстрируя матрешку небольшую и матрешку огромную. Вкладывая попеременно в руки малыша то одну, то другую игрушку, просит показать, где «большая», а где «малая» матрешечка. Величина предметов подчеркивается голосом (у малеханькой — голосок тоненький).

Дальше малыш играет с матрешками произвольно, как ему охото.

Занятие с колечками

Цель. Учить делать действие нанизывания на стержень. Учить малыша брать кольцо кончиками пальцев, обхватывая его сверху, либо огромным и указательным пальцами, обхватывая его с боковой стороны.

Материал. Пирамидка — одноцветные кольца (поперечником более 8-9 см, 5-6 шт.) на стержне.

Ход занятия. Перед ребенком лежит 5-6 колец схожего размера. Мать вдохновляет малыша взять кольцо в руки, провести ладонью по поверхности, попробовать поставить на боковую поверхность, покатать на лево — на право; учит малыша брать кольцо кончиками пальцев.

«Соберем пирамидку!» — предлагает мать. Она 1-ая придвигает к для себя стержень и опускает на него кольцо. Потом предлагает повторить ее действие. Если малыш затрудняется, мама его ручкой делает действие либо опять указывает сама. Можно использовать звуковой прием: кольцо, пройдя через стержень, опускается в верхней его части, падая на опору, издает звук. «Тук!» — забавно комментирует мать, вдохновляет повторить звукоподражание. Потом пирамидка собирается вполне. Мать акцентирует внимание малыша на итоге его «работы».

Если у малыша сохраняется энтузиазм, можно повторить игру с колечками поначалу. Можно повторить сбор пирамидки с кольцами другого цвета. Таким макаром малыш лицезреет собранные им две пирамидки различных цветов. Мать подчеркивает их цвет.

Занятие с шариками

Цель. В процессе практических действий на эмоционально-чувственной, приблизительной базе учить обращаться с предметами с учетом их формы и положения в пространстве. Сформировывать умение брать шарик кончиками пальцев, скатывать по лоточку.

Материал. 8 шаров (поперечником 4 см) 1-го размера и цвета. Лоток для скатывания шаров.

Ход занятия. Мать предлагает ребенку коробку с шарами. Ребенок действует с коробкой, выбирает шарики, они раскатываются. Мать прокатывает то один, то другой шарик к ребенку. Занятие можно проводить сидя на ковре. Потом мать берет коробку и предлагает малышу по одному принести шары, которые вновь собирают в коробку.

В последующей части занятия малыша учат скатывать шары по желобку. Его можно сделать из картона. Они вновь раскатываются. Сбор шаров в коробку и раскатывание их повторяется пару раз.

Занятие «Что в кастрюльке?»

Цель. Знакомить малыша с разными предметами, помогать ему запоминать их наименования.

Материал. Набор «овощи» (морковка, огурчик, репка, помидорчик), кастрюлька с крышкой. В кастрюльку заблаговременно вкладывается набор «овощи».

Ход занятия. Мать указывает ребенку кастрюльку: «Что там?»

Малыш открывает крышку и выбирает овощи. Мать предлагает их разглядеть. Она вносит в руки малыша то один предмет, то другой, предлагает провести кончиками пальчиков по поверхности каждого предмета. «Это — огурчик зеленоватый, это — морковка», — гласит она. Предметы вновь вкладываются в кастрюльку. Занятие повторяется.

Воспитание познавательной активности при ознакомлении с окружающим

Программное содержание.

Ознакомление с предметами домашнего обихода. Малыша 1 г.- 1 г. 3 мес. знакомят с предметами мебели (стол, стул, кровать), посуды (ложка, тарелка, чашечка), одежки (шапка, платьице, туфли). Обращают свое внимание малыша на их предназначение и методы действий с ними. Знакомят с простейшими тс ( коляска, телега, каталка). Демонстрируют автомобиль, стоящий около дома (ездит, гудит, есть колеса, они вертятся). Демонстрируют животных, живущих рядом: кошку («киса»), собаку, птичек. Отмечают особенности каждого животного (глаза, хвост, уши).

Инсценирование при помощи игрушек

Взрослый проводит показ легких сюжетов при помощи игрушек среднего размера, к примеру с куколкой, матрешкой, уточкой. Включает в инсценирование игрушки, изображающие животных (собачку, кошечку, кролика, мишку). Проводит с этими игрушками показы бытовых и смешных ситуаций, включая средства передвижения (машины с кузовом, легковые авто, телеги, санки).

В инсценировании с куколкой закрепляется представление о предметах мебели, одежки и посуды (ложка, тарелка, чашечка).

Рассматривание картинок

Малыша учат узнавать изображения знакомых предметов. Для рассматривания предлагают рисунки, на которых изображен один предмет, без дополнительных деталей, в статическом положении (куколка «ляля», собачка «ав-ав», уточка «га-га»).

Знакомство с художественной литературой

Ребенку можно читать легкие произведения фольклора (потешки, песенки, побасенки), в содержании которых отражены доступные его осознанию разученные деяния («Ладушки», «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик»). К 1 г. 3 мес. кроху учат осознавать легкий сюжет, выраженный в стихотворной форме («Гуси-гуси», А. Барто «Глядит солнышко в окошко»).

Занятие с куколкой

Цель. Продолжать знакомить малыша с окружающими предметами, их особенностями и способностями использования. Учить облегченным заглавиям (куколка — «ляля», собачка — «ав-ав»). Давать понятие общеупотребительных заглавий этих предметов, вдохновлять употреблять в активной речи облегченный вариант наименования либо звукоподражание. Учить малыша по картинке узнавать знакомые предметы, именовать их облегченными словами.

Материал. Куколка среднего размера (30-40 см), собачка (20-25см). Две рисунки, на которых изображена куколка и собачка.

Ход занятия. Мать убирает игрушки, так чтоб малыш сначала занятия их не лицезрел. Она завлекает малыша радостным разговором, стараясь сконцентрировать его внимание, потом разыгрывает сценку: раздается стук. «Кто-то идет к нам в гости», — гласит мать; перед очами малыша возникает куколка. «Куколка — «ляля» пришла к Саше (имя малыша)», — объясняет мать. Куколка здоровается, если малыш желает взять ее в руки, мать дает, но деяния малыша комментирует: «Где у «ляли» глазки (ручки, ножки, ротик, носик)? (указывает), а где у Сашеньки? (указывает). Потом просит повторить: «ляля» и здесь же уточняет: «Куколка». Далее идет показ рисунки, изображающей куколку: «Вот «ляля» -кукла на картинке. Где «ляля?» — Вот! На картинке -»ляля».

В последующей части занятия в один момент раздается лай и возникает собачка, куколка скрывается. Аналогично первой части проводится сценка с собачкой, вводится облегченное слово «ав-ав».

В третьей части занятия вновь возникает куколка, собачка радуется встрече с ней. Снова мать пробует ввести в активный словарь: «ляля», «ав-ав». Просит повторить их. Указывает рисунки: «Где «ляля»?», «Где «ав-ав»?» Если дитя затрудняется, мать отвечает за него.

Занятие с игрушечным автомобилем

Цель. Продолжать знакомить малыша с наименованиями предметов и игрушек, находящихся в ближнем окружении. Учить осознавать слова, обозначающие деяния предмета («Машина — «би-би» — поехала, тормознула»).

Материал. Игрушечная машина с кузовом, куколка.

Примечание: игрушки должны быть соразмерны друг дружке, машина 30-40 см, куколка 20-25 см.

Ход занятия. Мать приглашает малыша поиграть. За дверцей раздается звук бибикающей машины. «Что это? Слышишь: «би-би-би»?» В комнату въезжает машина.

Примечание: мать находится в просвете двери в комнату и разыгрывает первую часть занятия, не демонстрируя игрушку сходу. Так взрослый увеличивает приблизительную активность малыша.

Во 2-ой части занятия разыгрывается сценка поездки машины, вводятся новые слова — «би-би» поехала: «би-би-би», машина гудит: «би-би-би». «Как гудит машина, повтори!» — просит мать. В процессе занятия взрослый акцентирует внимание малыша на действиях машины: поехала, тормознула, загудела, снова поехала. В активный словарь малыша мать пробует ввести слова: «би-би» и «бибикает», в конце строит предложение: «Биби бибикает».

В последующей части занятия в кузов машины сажается куколка: «Ляля» поехала; тормознула «би-би». Сценка «куколка в машине» разыгрывается ситуативно, взрослый выдумывает различные легкие коллизии сюжета, забавляя малыша. Вводит новые и повторяет знакомые для малыша лепетные слова и звукоподражания. Активизирует речь самого малыша. В конце занятия куколка уезжает на машине, обещая, что скоро приедет в гости.

Примечание: занятия нужно повторять 2 — 3 раза, усиливая воспоминания и закрепляя познания малыша.

Чтение потешки «Ладушки-ладушки»

Цель. Учить малышей подражать игровым действиям, сформировывать чувство ритма.

Ход занятия. Мать играет с ребенком, читая назубок:

- Ладушки, ладушки! (Ребенок хлопает ладошками)
Где были?
- У бабушки.
- Что вы ели?
- Кашку. (Ребенок делает ручками «фонарики»)
- Пили простоквашку. Простоквашка вкусненька, (Ребенок наклоняет вперед головку)
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у… (Малыш разводит ручки)
Домой полетели, (Машет кистями рук)
На головку сели,
Ладушки запели. (Ребенок кладет ручки на головку)

Потешка повторяется.

Занятие — игра «Поручения»

Показ предметов в действии. Разыгрывание с несколькими предметами легкого сюжета с внедрением обобщения действий («Собачка села. Куколка села. Саша сел на стульчик»). Игра «Поручения» это выполнение словесного поручения, состоящего из 1-го деяния при участии и помощи взрослого.

Цель. Продолжать знакомить малыша с наименованиями действий куколки, матрешки, собачки, людей. Учить осознавать общеупотребительное заглавие этих действий (ходить, свалиться, сесть, лечь). В активной речи допускать их подмену облегченными словами (Куколка — «ляля», прогуливается — «топ-топ-топ»).

Материал. Куколка, собачка (мишка, Буратино).

Ход занятия. Игра с предметами разворачивается ситуативно. Взрослый выдумывает сюжет, исходя из детского опыта и энтузиазма к действиям персонажей. К примеру, сначала пришла матрешка, потом — собачка, и т.д.. Потом они попеременно садятся, пляшут, поют. «Матрешка пляшет, собачка пляшет, куколка пляшет» — гласит взрослый.

Любовь Павлова
ведущий научный сотрудник центра «Дошкольное детство» им. А.Б. Запорожца, к. псих. н.
Статья из февральского номера журнальчика
Мы растем!

Аналогичные записи: Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.