Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года 9 мес. до двух лет. Часть 1

Период от 1 г. 9 мес. до 2-ух лет — новый шаг в развитии вашего крохи. Малыш не только лишь выяснит много нового, он обучается заного мыслить. От компетенции родителей будет зависеть, как продуктивно пройдут эти месяцы его взросления, как его преждевременное детство будет чувственно обогащенным, броским и достаточным.

От обычного к сложному

Итак, ребенку 1 год 9 мес. Родителям стоит беспристрастно оценить заслуги малютки, ведь ребенок вступает в последнюю четверть 2-го года жизни. Для оценки воспользуйтесь показателями развития этого возраста. Спустя три недели необходимо провести тест повторно.

Если малыш отстает по каким-то линиям развития, это означает, что пока не надо перебегать к новым, более сложным задачкам. Малыши 2-го года очень персональны в собственных способностях, а бережное отношение к малышу — 1-ое условие фуррора в этом нежном возрасте. Не считая того, нужно разобраться, в чем причина: в его замедленном развитии либо в некий ошибке со стороны родителей. Вроде бы то ни было, ребенок не должен ощущать себя отстающим. Идя на поводу у собственного желания во чтоб то ни стало сделать из малютки вундеркинда, можно уже в ранешном возрасте содействовать формированию у него заниженной самооценки «лузера». Лучше для выяснения обстоятельств проконсультироваться со спецами в области ранешнего юношества.

Каждый триместр жизни имеет свои особенности, сохраняя при всем этом черты поступательного развития от обычного к сложному.

Соц развитие малыша

В возрасте от 1 года 9 месяцев до 2 лет ребенок вроде бы «оттачивает» то, чем завладел в предшествующий микропериод. Ведущие полосы — сенсорное, познавательное, речевое, моторное развитие — обогащаются более сложным содержанием. Необыкновенную значимость приобретает соц развитие. Малыш активно заходит в мир людей, начинает принимать и исполнять требования взрослых, показывая более сознательное отношение к принятым законам людского бытия. Ребенок не только лишь ситуативно реагирует на разрешение либо запрет взрослого («можно», «нельзя»), да и выказывает свое отношение к поступкам и событиям. К примеру, «Зайка на улице ел снег — захворал. Этого делать нельзя». Либо «грязные руки нужно вымыть», нужно сказать: «доскорого свидания» (помахать ручкой тому, кто уходит) и т.п. Так складываются 1-ые познания, умения, способности. К ребенку приходит осознание слова «нужно», он начинает действовать по логике людского поступка.

Поведение малыша к двум годам начинает быть более управляемым «со слова» взрослого. Ребенок управляется не боязнью рассердить маму либо папу, а осознанием того, что они молвят и поступают верно (не правы, а конкретно поступают верно) и необходимо делать, как они. Так к ребенку приходит повиновение взрослому, которое должно строиться не на ужасе перед родителями, а на исключительном доверии к ним и, очевидно, любви. Малыш начинает испытывать огромную удовлетворенность, если его похвалят мать, папа либо бабушка. «Я так на тебя обиделась, что не желаю с тобой водиться», — самый «ужасный» приговор взрослого. Кроха не желает утратить дружбу с родителями — на этом должно основываться его желание подчиняться и слушаться старших. Это отменно новый поворот в социальной практике малыша 2-ух лет. Отношения с взрослым обогащаются, чувственно усиливаются на базе больших эмоций, таких, как доверие, любовь, сострадание, симпатия, дружба, привязанность, сочувствие, желание быть рядом, действовать вкупе и т.п.

Соц развитие на базе хороших эмоций появляется не спонтанно, без труда со стороны взрослых. Развитие соц отношений меж ними и небольшим ребенком находится в зависимости от их педагогической компетентности. При всем этом необходимо подразумевать, что соц развитие малыша ведет за собой и все другие полосы: познавательное и речевое, этическое и эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие.

Настолько насыщенному вхождению в мир человечьих отношений содействует предстоящее развитие центральной нервной системы, регулирующей функции мозга. Нейрофизиологи отмечают, что у малыша конца 2-го года активно развиваются лобные отделы коры мозга. Это те отделы, которые обеспечивают аналитико-синтетическую деятельность центральной нервной системы, сформировывают чисто человеческое восприятие мира вокруг нас, его отражение и зание.

Неслучайно в настолько маленький период — от 1 года 9 мес. до 2 лет — у малыша резко увеличивается, по сопоставлению с показателями начала года, время взаимодействия с предметами (игрушками): оно возрастает в 4,5 раза. Большая часть детей (75%) этого возраста уже могут сосредоточиться на каком-либо практическом задании. При всем этом приблизительно в 2 раза возрастает устойчивость действий, т.е. ребенок меньше отвлекается.

Благодаря этим изменениям в приблизительной сфере, поведение малыша становится еще больше выразительным, увеличивается устойчивость, целенаправленность и избирательность предметной деятельности. Заметим, что последняя остается на данном шаге ведущей.

Новые игры с ребенком

Что нового привносится в предметную игру с дидактическими игрушками? Малыш начинает делать целую серию занятий на выбор, соотнесение и группировку завышенной трудности (по сопоставлению с занятиями более ранешнего периода).

Существенно усложняются деяния соотнесения предметов по форме.

Так, к примеру, малыш способен подобрать крышку к коробке, беря во внимание ее форму. Если ранее он умел закрывать коробки прикрепленными к ним крышками, то сейчас кроха сам подбирает крышки к коробкам, сообразуясь с их формой (круглой, квадратной, треугольной). Такие же деяния он совершает и с пазлами различной величины и формы — сначала при помощи взрослого, а позже и без помощи других. К примеру, помещает в надлежащие «гнезда» квадраты, круги, овалы, треугольники, закрывая ими место панельки. При всем этом двухгодовой малыш может отобрать от квадратиков кружочки и поместить их в отверстия соответственной величины («большой» и «небольшой»), а означает, делать задание на соотнесение предметов по величине и форме, ориентируясь сразу на два характеристики.

Малыш может совладать с заданием на соотнесение предметов по форме и величине, различая шарики красноватые огромные и шарики красноватые мелкие, кубики желтоватые мелкие и кубики желтоватые огромные и т.п. Такие задания производятся при помощи игрушек «шароброс» либо «занятная коробка» с прорезями, подходящими по величине и форме. Подобные дидактические игрушки есть в продаже.

Существенно усложняются задания на выбор предметов по цвету и величине. Ребенок к двум годам может научиться без помощи других собирать пирамидку из 2 — 3 больших колец, ориентируясь сначала на цвет, а потом — на систему величин в сочетаниях большой-поменьше-маленький либо маленький-побольше-большой. Налицо очевидное усложнение по сопоставлению с предшествующим микропериодом. Малыш усваивает систему, нанизывая кольца в последовательности уменьшения либо роста их, выбирая из 3-х величин. К слову, это задание подводит его к осознанию числа, ведь каждое следующее число на 1 единицу больше либо меньше предшествующего. Подбирая поочередный ряд колец по растущей величине, ребенок фактически узнает повышение в системе счета. Естественно, в этом возрасте он еще не завладевает счетом как таким, но на чувственной приблизительной базе уже начинает узнавать зависимость меж величиной и количеством. Это чисто практическое зание при действиях с предметами (игрушками).

Малыш делает задания и на группировку предметов по форме, цвету, величине, осуществляя выбор из большего количества дидактических материалов. К примеру, выбирает из общей коробки с различными игрушками только шарики либо только грибочки, елочки и т.п. Потом посреди этого огромного количества выделяет предметы отдельными качествами по требованию взрослого. К примеру: «Сделай пирамидку из малеханьких бардовых колечек, а позже из малеханьких зеленоватых и т.д. Либо: «Покажи, где огромные елочки (грибочки), а где мелкие елочки (грибочки)?» Если дитя не совладевает, взрослый помогает, указывает, объясняет. Принципиально, чтоб пояснение совпадало с действием.

Малыш заного занимается и со сборно-разборными народными игрушками — матрешками, яйцами, предметами-вкладышами (колпачками, кубами, цилиндрами и пр.), к примеру без помощи других открывает матрешку, находит наименьшую; при помощи взрослого вновь соединяет надлежащие части, а потом вносит малый предмет в большой, закрывает матрешку. Ребенок узнает в этой игре конкретные реалии, соотношения в системах «часть — целое» и «большой — малый» (малый предмет можно вложить в большой, а не напротив).

Подобные дидактические игры с предметами помогают сформировывать ум, аналитико-синтетические связи в коре мозга малыша. Через анализ и синтез, сопоставления и обобщения в практическом действии дитя «обучается» жить в окружающем его мире. В этом и заключается скопление «практического опыта», который существенно расширяется у малыша к концу второго года жизни.

Из приведенных выше примеров видно, что на этом шаге малыш, если с ним занимаются, свободно ориентируется как в плоскостных геометрических фигурах (круг, квадрат, овал, треугольник), так и в больших (шар, куб, параллелепипед — «кирпичик», призма — «крыша»). Не достаточно того, дитя выяснит фигуры на картинах. Ребенок становится очень внимательным к изображению (рисунку). Неслучайно в 2 года некие преподаватели считают вероятным начинать работу по ознакомлению малыша с грамотой (А. Зайцев, Л. Никитина и др.). Обычная педагогика воздерживается от таковой жесткой советы, так как в этом возрасте развитие малыша протекает очень персонально, и что одному на пользу — другому в ущерб. Но можно приобрести плакат алфавит и кубики с знаками. Алфавит лучше укрепить на уровне глаз малыша, а кубики, как обычно, использовать для строительной игры. Необходимо убедиться, что дитя с энтузиазмом будет их рассматривать, и на его вопрос «это что?», именовать звуки. Сначала следует познакомить кроху с гласными (а, о, у, и), а позже — и согласными (м, б, п, в, и другие), он очень скоро их запомнит. Пока этого полностью довольно.

Формируем ум

Новым в воспитании и развитии малыша от 1 года 9 мес. до 2 лет можно считать не только лишь более обширное ознакомление с окружающим, да и усвоение каких-либо более обобщенных понятий, к примеру, слово «дом» как место, где живут люди; дом есть у собачки (будка), у мышки (норка), у белки (дупло), у птички (гнездо) и т.д. Неслучайно в этот период дитя любит сооружать «домики» из всего, что есть под рукою: диванных подушек, огромных коробок, в пространстве под столом и пр. К этой же категории относится слово «пища» («есть»): ребенок ест хлеб, кашу, котлетку и т.п.; кошка — молочко, мясо; птичка — зернышки, червячков; коровка — траву; собака — косточку и т.п.

Малыш усваивает, что все живы существа передвигаются, едят, глядят, обожают солнышко и т.п. Малыш выяснит не только лишь отдельные предметы и живых созданий на предметных картинах, да и с энтузиазмом рассматривает сюжетные рисунки, выяснит на их то, что лицезрел в реальности. Пусть нет самого предмета, но есть его плоскостное изображение, и малыш удачно соотносит его с реальностью. Это означает, что картина для него начинает делать «знаковую», т.е. символическую функцию!

Картину не следует рассматривать только, как средство позабавить малютку. Игры-занятия с картинами — одно из действующих средств развития речи и мышления. В 2 года малыш может не только лишь продуктивно рассматривать довольно детализированные изображения (рисунки, иллюстрации), да и делать более сложные интеллектуальные деяния: на подбор, группировку, систематизацию изображений — по требованию взрослого и с его помощью, если малыш затрудняется. К примеру: «Взгляни, что будем надевать на прогулку? Шубку, шапку, шарфик, сапожки? Что еще? Верно — варежки! Где варежки нарисованы, покажи! Верно!» И дальше взрослый разворачивает ход собственных мыслей: «Сапожки — на ножки, чтоб они не промерзли. Шапку? Верно, на головку», и т.д.

Узнавание знакомых предметов и сюжетов на картинах (рисунках, иллюстрациях) содействует началу простого развития символической функции мышления, формированию ума, потому что информация об внешнем мире поступает к нам в символической форме (замещение, свертывание, унификация значений). На этом основаны все компьютерные системы и современные методы кодировки и обобщения инфы. Мозг малыша должен быть подготовлен к настолько сложной мыслительной деятельности и этому содействуют занятия с картинами и картинами.

Нравится ли малышу заниматься с картинами?

Исследования проявили: у малыша к Г году 9 мес. в упражнениях с картинами появляется способность, которая делает понятным высококачественный скачок в их развитии. Если малыш «работает» с бедным демонстрационным материалом, если в течение долгого периода на упражнениях употребляются одни и те же картинки, малыш показывает «выход» из ситуации обучения, т.е. теряет энтузиазм к занятиям и переключается на другие, более достойные внимания для него виды игры.
Занятия с картинами могут стать развивающими исключительно в том случае, если сохраняют для малыша элементы новизны и трудности, которую дитя преодолевает шаг за шагом.
Занятия с картинам должны равномерно усложняться (от обычного к сложному). Начиная с 1 года взрослый знакомит кроху в системе, направленной на микропериоды его роста и развития.

Аппаратура показала, что при восприятии яркого рисунка либо картины ребенок находится в состоянии веселого возбуждения, что сопровождается высочайшим вегетативным фоном (учащаются либо замедляются дыхание и сердечный ритм). Малыш чувственно переживает рассматривание яркого изображения и взрослые должны знать об этом. Такие ситуации нужны для его роста и развития. Вот почему развивающие занятия с игрушками и картинами полезны не только лишь для интеллектуального, да и физического совершенствования, здоровья малыша1.

1Подробные советы можно отыскать в методической разработке и дидактических материалах под общим заглавием «Преждевременное детство: развитие речи и мышления». Л.Н. Павлова. Мозаика-Синтез, М., 2003 т.

В мире красивого

К двум годам дитя начинает не только лишь обдумывать, что слово «картина» относится конкретно к изображению предмета. К нему приходит осознание изобразительных жанров (картины, картинки, иллюстрации) как особенной формы зания, раздвигающей рамки мира вокруг нас. Как это проявляется? Малыш не считает картину игрушкой, не манипулирует ею, а конкретно рассматривает. Вкупе с тем у малыша появляется энтузиазм к книжке, книжным иллюстрациям. Малыши этого возраста очень обожают книги-панорамы, создающие объемное изображение. Они равномерно отходят от книг-гармошек на картоне, которые воспринимались ранее как игрушки. Но это приходит к малышу не спонтанно, а в процессе его целенаправленного ознакомления с окружающим по ходу воспитания и обучения. Неслучайно к двум годам малыш осознает сказки. Это так именуемые бытовые сказки («Курочка — Ряба», «Колобок», «Теремок»), в каких персонажи действуют, как люди в быту.

Читать чудесные сказки ребенку 2-ух лет не рекомендуется, поэтому, что в этом возрасте малыши не понимают магических перевоплощений, действий понарошку, будто бы. Они воспринимают мир таким, каким лицезреют впереди себя. Им поближе бытовые ситуации, которые описываются в потешках и первых притчах про деда и бабу, Мышку-норушку, и т.п. Животные в этих притчах говорят, одеваются в народные костюмчики, поют, пляшут, и играют с крохой, потешают-веселят его, голубят и… обожают. Тепло, доброта, внимание — ребенок находит в притче все эти чувственные составляющие.

Вот тем-то и великолепен мир юношества, что чувственно расцвечен, в нем находится вся гамма красок, все цвета радуги. Он заполнен многоголосьем звуков, движением реалистического и воображаемого мира, который дитя воспринимает как данность.

Экспериментирование длится

Многие детские поступки могут вызвать недоумение взрослых: «Вот он упрятал бабушкин зонт! Кормил кота ложкой! Налил воду в дедушкины галоши, а на собаку натянул свою шапку!»

Но если проанализировать подобные ситуации, можно увидеть, что это не просто проказы, а деяния активного экспериментирования в зании параметров мира вокруг нас. Ориентировочно-исследовательская направленность в поведении малыша была и преждевременное. Но сейчас он интересуется не только лишь чисто наружными чертами вещей, малыш пробует установить какие-то сокрытые особенности наблюдаемого объекта.

Почему спрятан бабушкин зонт? Во-1-х, это вещь, которая нажатием кнопки преобразуется в купол, что, согласитесь, более любопытно, чем играть с «поющим» волчком. Не считая того, охото узреть, как бабушка будет его находить и гласить: «Ах я древняя! Снова куда-то зонтик положила и не могу отыскать! Алешенька, взгляни своими наточенными глазками, где мой зонтик?» Это — самое истинное соц экспериментирование.

Почему малыш решил ложкой подкармливать кота? Так как во вчерашней игре он кормил игрушечного Котофеича ложечкой, поил его из чашечки, и сейчас ему кажется несправедливым, что такового внимания лишен любимчик всей семьи кот Васька. Это действие — игровое по аналогии, перенесенное в новейшую ситуацию, что гласит о высочайшем уме малыша.

Почему налил воду в дедушкины галоши? Дедушка хвалился своими галошами: старенькые, а не промокают! Малыш произвел испытание предмета на его многофункциональную пригодность, и это гласит о том, что малыш уже соображает функциональное предназначение вещей наиблежайшего окружения.

Надел на голову собаке свою шапку? Он отлично помнит, что без шапочки гулять нельзя, почему же собака может идти на улицу без шапки и сапог? Ей холодно. Не считая того, малыш уже лицезрел на улице собак, одетых в «пальтишко», и был очень удивлен. Эпизод с шапкой гласит о хваткой памяти крохи и его хорошем сердечко. Ситуация просит от родителей очень пикантного управления и никакого порицания.

Ребенок экспериментирует и дома, и на улице. Вот он качает на качелях свое ведерко, следя, как оно движется к краю. Либо поднимает одну часть качелей ввысь и глядит, как опускается их обратная сторона. Обычно такие ситуации очень тревожут взрослых и они пробуют отвлечь малыша более неопасными занятиями. Но деяния малыша не лишены смысла. Он узнает еще пока сокрытые для него физические характеристики предметов и сам находит методы их действующего обнаружения, продолжает копить информацию об внешнем мире.

Если у родителей не хватает терпения принимать эти «шалости», это означает, что они не до конца понимают умственных потребностей собственного малыша. Что все-таки делать? Играть, экспериментировать совместно с ним! Демонстрировать, пояснять, направлять детское любопытство в необходимое русло.

Что появилось нового в детском экспериментировании к концу второго года? Любопытство малютки равномерно под управлением родителей перебегает в новое качество: оно начинает получать черты любознательности. Но, хотя самостоятельность малыша приметно выросла, он еще очень мал, и в этом возрасте оставлять его «один на один» с миром вокруг нас нельзя. Взаимодействие с крохой — самый главный «дипломатичный» прием воспитания в этот превосходный период его жизни.

Зеркало для взрослых

Малыш нуждается во внимании взрослых и стремится вызвать к для себя их энтузиазм, что позволяет родителям взять под контроль его познавательную активность. Этой задачке служат общение, занятия, игры, разные показы с игрушками и экспериментирование. Если ребенку уделяется достаточное внимание в виде целенаправленного управления, то малыш очень стремительно набирает «высоту» в умственном и даже творческом развитии.

От взрослого требуется активная педагогическая позиция. Он должен обдумывать, что подражание ему, либо, как молвят ученые, имитация его действий — база социализации малыша. Взрослый выступает перед ребенком как объект для копирования. Малыш копирует все более и поболее сложные деяния с предметами (методы, техника выполнения), также поступки, касающиеся общественного выбора.

В период 1 год 9 мес. — 2 года (2 года 3 мес.) в поведении малыша можно следить проявления парадокса, который ученые окрестили «ролью в действии». Что же все-таки это такое? Это подражание действиям определенного взрослого из близкого окружения — матери, бабушки, няни, воспитателя, доктора и т.д. Малыша можно попросить: покажи, как дедушка кашляет, как папа читает газету, как мать гласит по телефону, и т.п.

При всем этом ребенок не берет на себя роль. Он просто копирует взрослого таким, каким он его лицезреет, т.е. социализируется по его виду и подобию. Если сначала второго года у малыша не было устойчивых привычек, а черты нрава еще вырисовывались очень слабо либо вообщем отсутствовали, то к концу второго года жизни это уже человек, имеющий собственные привычки и проявляющий себя как развивающаяся личность. Стоит задуматься, что отражает малыш в собственном поведении, каким содержанием будет заполнена его жизнь в плане подражания. Детское «Я» обретает конкретное воплощение не только лишь в своей особенности, да и сначала в этом содержании.

Слово за слово

Развитие речи остается как и раньше одной из ведущих линий воспитания малыша. К двум годам активный словарь малютки растет в 10 раз по сопоставлению с 1 годом 6 месяцами.

При общении с малышом необходимо строить понятные для него фразы, делать паузы, давая возможность понять, о чем его требуют либо спрашивают. Развитию речевой активности содействуют вопросы «что это?», «где то-то?», «где таковой же?», «как орет петух (лает собачка, мяукает кошка)?», «куда ушла курочка (уточка, куколка, кошечка)?» и т.п. Их следует соединять с поручениями: покажи, открой, принеси и назови, найди, где спрятано, позови и т.п.

Общение с ребенком должно быть чувственным, смена интонационной выразительности голоса поможет поддерживать приблизительную активность малыша: за мишку необходимо гласить более низким голосом, а за мышку — высочайшим, поменять силу голоса зависимо от раскрываемого сюжета (звучно, тихо). Вроде бы ни был мал ребенок, нужно открывать ему мотивацию действий персонажей. К примеру, «Курочка пошла за водичкой — цыплятки пить желают». Либо: «Куда Кисонька-Мурысенька поехала? На меленку! Для чего? За мукой! Что она желает? Верно! Прянички напечь». Таковой прием — внедрение вопросов и ответов за малыша — нужен, если малыш затрудняется. Он воскрешает занятие, помогает малышу сориентироваться в ситуации, выйти из «сложного положения».

Новое в развитии речи малыша от 1 года 9 мес. до 2 лет — умение строить предложение из 2-3 слов. Но последнее удается не каждому малышу, так как речевые способности деток очень персональны.

Взрослые должны давать правильные эталоны лаконичного построения фразы («машина едет», «кошка идет», «собака бежит» и т.п.), транслируя то, что разворачивается перед очами крохи. После чего необходимо спрашивать малыша о предмете наблюдения либо о том, что делает тот либо другой живой объект. Поощрять его пробы повторить за взрослым.

Продолжение
Любовь Павлова
Ведущий научный сотрудник центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, к.психол.н.

Аналогичные записи: Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.