Маленький оратор. Как развивать речь ребенка?

В современном мире прекрасная и грамотная речь является залогом фуррора. Верная речь помогает ребенку свободно разговаривать с окружающими, удачно обучаться и быть уверенным внутри себя. Как обучить малыша выражать свои мысли?

С чего начать занятия

Механизм формирования речи у малыша запускается с самого первого денька жизни. Чтоб этот процесс протекал стремительно и гладко, нам, взрослым, нужно стать самыми активными его участниками. Это долгосрочное вложение наших сил и чувств окупится с лихвой уже через три-четыре года, когда мы получим увлекательного собеседника со своим необычным мышлением и суждениями. Развитие речи у деток — это каждодневная работа малыша и родителей. Давайте разглядим этапы развития речи у малыша.

Небольшой оратор. Как развивать речь малыша?С чего же начать? Предки являются речевым прототипом для малыша. Вот почему так принципиально кропотливо смотреть не только лишь за тем, что вы гласите, да и как вы гласите. С самых первых дней стимулируйте речь малыша: гласите с ребенком как можно больше — произносите слова верно, медлительно, но чувственно. Озвучивайте все, что вы делаете, при всем этом пытайтесь не ограничиваться только бытовой речью. Читайте потешки, стихотворения — все то, что ритмично и отлично ложится на слух. Вкупе рассматривайте, поточнее, изучайте рисунки в полюбившейся малышу книге, задавайте вопросы. Поначалу он будет только демонстрировать то, что вы требуйте, а потом и пробовать повторить за вами. Играйтесь совместно с ребенком в игрушки, в театр. Давайте ему эталон выстраивания диалогов, ситуаций, и равномерно ребенок ответит вам, а потом и сам будет выдумывать условия игры.

Речь — это сама жизнь, потому не замыкайте обучение в рамках печатной продукции и интерактивных игрушек. Мир вокруг нас, природа вдохновят вашего малыша на новые словесные открытия, разовьют фантазию и пробудят воображение. На прогулках пытайтесь уделять свое внимание на такие детали, как свернувшийся сухой лист, схожий на трубочку, который может стать подзорной трубой либо капельку росы, которая полностью может стать самым реальным морем для муравьев. Летом стройте замки из песка с зигзагообразными ходами, запускайте вместе бумажные самолеты, выкладывайте на песке картинки из природного материала. Осенью собирайте букеты листьев (заодно выучите наименования деревьев, цвета цветов), желуди, семечки клена, которые позже пойдут на поделки. Зимой лепите снеговиков и раскрашивайте их красками, принесите домой сосулю — пусть она растает в тазике. Весной пускайте кораблики в ручьях, покажите малышу капель, прислушайтесь к чириканью воробьев. Все эти деяния укладываются в режимные моменты малыша и не требуют особых издержек. Но вот если упустить время, предоставить малыша себе, то поближе к школе придется наверстывать упущенное семимильными шагами и то, что так естественно закладывалось в детстве, придется впихивать большенными порциями. А от такового информационного переедания, сами понимаете, что бывает: вялость, стрессовость, нежелание обучаться.

К огорчению, далековато не у каждого родителя есть время и возможность заниматься со своим ребенком системно. На помощь могут прийти специалисты-педагоги, — в том числе детские логопеды в детских развивающих центрах. В большинстве случаев программки в их ориентированы на то, чтоб ребенок развивался гармонически, получая и усваивая информацию в согласовании с возрастными и персональными особенностями.

Как продолжить обучение малыша

Что все-таки происходит далее? А далее мы учим малыша воспользоваться тем, что он накопил, другими словами верно и складно выражать свои мысли — разъяснять, обосновывать, выстраивать логику повествования и придумывать. Это уже более непростой процесс, выходящий за рамки бытовой речи и имеющий отношение к словесному творчеству. Тут берут свои истоки будущие сочинения.

Начнем данный шаг с азов — умения составить маленькой рассказ о любом живом и неживом объекте либо предмете. В дальнейшем подобного рода информация понадобится вашему первокласснику для подготовки докладов: ведь очень нередко конкретно неумение верно распорядиться огромным объемом инфы приводит к тому, что ребенок затрудняется начать повествование, составить рассказ по картинке. Этот процесс сравним с вопросом из взрослой жизни: «Как дела?», когда можно длительно и многообразно гласить на предложенную тему, но большая часть ограничивается ответом: «Нормально». Воспользуемся схемами — этими универсальными картами, которые являются четкими пошаговыми инструкциями и не дают сбиться с верного пути словотворчества, в тоже время, избавляя от повторов и запинок в речи.

Что все-таки представляет собой схема рассказа?
Кто > К какой группе относится > Описание > Где живет > Чем питается > Какую пользу приносит > Особенности

Небольшой оратор. Как развивать речь малыша?К примеру, вот какой рассказ о собаке можно составить по данной схеме:

«Собака — это домашнее животное. Внешний вид собаки находится в зависимости от породы. Таксы — мелкие, с длинноватым телом, вытянутой рожой и длинноватым хвостом. Лапы у их недлинные. Эти собаки созданы для охоты на лис в узеньких норах. Боксеры имеют приплюснутую рожу, широкую грудь, прочные лапы — это бойцовская порода. В деревнях собаки живут на улице в конуре. В городках собак держат в квартирах. Они питаются мясом, особым кормом. Давно собака была другом и неподменным ассистентом человека. Она помогала ему сторожить дом, пасти овец, охотиться на волков, лис, птиц, выручала человека и на воде, и в горах. Есть особые собаки-поводыри для слепых».

Схожая схема действует и для неживых предметов.
Что > К какой группе относится > Части > Из чего изготовлен > Зачем нужен

После того, как ребенок научился составлять рассказы-описания, можно перебегать к последующему шагу — обучению составления рассказов по серии картинок. Тут принципиально умение выстроить логическую цепочку: разложить рисунки в правильном порядке, ведь все наши деяния в обыкновенной жизни совершаются по некоторым схемам.

Принципиально донести до малыша, что рисунки и происходящие на их действия — это не абстрактные истории, а то, что окружает малыша в ежедневной жизни. Пусть ребенок отождествит себя с основным героем. Скажет, что бы он ощутил, произнес и сделал на месте персонажа. Пусть даст свое имя и имена собственных друзей нарисованным детям.

Пусть малыш скажет правила игры в прятки, салочки, что необходимо сделать, чтоб почистить зубы, вскипятить воду в чайнике либо спуститься на нижний этаж.

Очень принципиально расширять кругозор малыша, говорить обо всем, что его окружает — это в значимой степени поможет обогатить словарный припас вашего малыша и резвее развить всеполноценную грамотную речь. Пытайтесь бывать с вашим ребенком в различных местах, перепробовать как можно больше различных дел, поиграть в самые различные игры. К примеру, если малыш никогда не был на рыбалке, он не сумеет сочинить рассказ о радостных приключениях мальчишек-рыболовов на речке, потому что тут действуют свои законы, своя терминология.

Небольшой оратор. Как развивать речь малыша?Потом мы учим малыша составлять рассказы по картинке. Подключим воображение и превратим одну картину в серию из 3-х, на уровне мыслей представив начало, а позже и концовку нашего рассказа.

И завершающий шаг — более непростой — это умение составить рассказ-описание природы по картинке. На 1-ый взор, тут нет ни деяния, ни героев, только один лес. Но, закрыв глаза и шагнув из действительности в самую чащу воображаемого леса, обнаруживаешь, что жизнь тут лупит ключом. Чтоб не заплутаться в этой почаще, на помощь нам придет, снова же, схема-описание воспримет времен года.

Денек и Ночь > Погода > Растительный мир > Мир птиц, животных, насекомых.

Вот вам наглядный пример рассказа об озари, составленного по данной схеме:

«Осенью деньки становятся короче, а ночи длиннее. Сначала озари стоят погожие деньки. Это время именуют „бабье лето“. Но позже небо хмурится, затягивается тучами и целыми деньками моросит нудный дождь. Дует пронизывающий прохладный ветер. Деревья наряжаются в расписные одежды — желтоватые, красноватые, оранжевые, пурпуровые. Дунет ветер — и посыплется с деревьев разноцветный дождик из листьев. Осень — пора листопада. Птицы собираются в своры и улетают в теплые края. Животные готовятся впасть в спячку, нагуливают жирок, делают припасы пищи на зиму. Белки, зайцы меняют свои летние шубки на зимние».

И в итоге – общение с ребенком

Небольшой оратор. Как развивать речь малыша?В дошкольном возрасте естественная сфера обитания малыша — это игра, потому превратите учебу в игру. Занимайтесь, другими словами общайтесь на прогулке, по дороге в сад, магазин. Не сидите дома за столом, как в школе: просто дайте ребенку полистать книжку, и то задание, которое его заинтригует, сделайте совместно. Если ваш ребенок мотивирован на учебу, то, напротив, можно поиграть с ним в школу. В любом случае, руководствуйтесь персональными особенностями вашего малыша, найдите к нему подход, и он ответит вам заинтригованностью, восприимчивостью и понятливостью.

Пристально выслушивайте малыша, не перебивайте и не торопите его, не ругайте и не асоциируйте с другими. Занимайтесь в то время, когда у малыша не плохое настроение, когда он выспался и не голоден.

Российский язык, как и хоть какой другой, просит регулярности, потому лучше заниматься каждый денек по 15-20 минут, чем один раз в неделю по часу. Когда наши малыши, начинают учить зарубежный язык — мы осознаем, что только постоянные занятия могу гарантировать итог и эффективность, исследование российского языка и развитие речи также не является исключением и просит системного подхода.

Уже с малых лет нужно приучивать малыша гласить не только лишь на языке быта, но использовать в собственной речи все достояние российского языка. Общение — одна из главных потребностей человека, и ваш малыш нуждается в нем как никто другой. У каждого есть возможность творить, и мы можем это делать ежеминутно, создавая мелкие словесные шедевры. Язык не только лишь одно из важных средств коммуникации, да и живой материал, имеющий собственный цвет, форму и вкус. Нам предстоит открыть это детям, научив их творить в рамках определенных законов. Это длинный путь, и от нас, взрослых, зависит, будет ли им узенькая блуждающая тропинка либо широкая дорога на пути к новым познаниям, открытиям и свободному общению.

Рекомендуем почитать:
Т.Ю. Бардышева, Т.А. Чохонелидзе «Пересказы и рассказы».
Т.А. Ткаченко «Большая книжка заданий и упражнений на развитие связной речи малыша».

Небольшой оратор. Как развивать речь малыша?

Марина Киселева,
учитель-логопед

Аналогичные записи: Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.