Готовимся к родам. Обзор методик

Весь цивилизованный мир уже издавна сделал вывод о том, что даму (либо супругов) необходимо специально готовить к возникновению малыша на свет. Это благоприятно влияет не только лишь на мед характеристики (миниатюризируется количество родовых травм, понижаются болевые чувства во время родов и т.д.), да и на психический климат в семье (понижается уровень депрессивных послеродовых состояний, резвее проходит адаптация к возникновению нового члена семьи и т. д.). Где же молено пройти такую подготовку будущим родителям? Сначала, в так именуемых школах (на курсах) для беременных.

Но сейчас, при их значимом многообразии, в предложениях подобного рода услуг очень трудно сориентироваться: за громкими наименованиями, известными именами и девизами может прятаться совершенно не то, чего вы ждете.

О «школьных программках»

Основой первичной систематизации школ может стать специфичность программ их занятий. Эти программки составляются исходя из числа тех ценностей, которые есть у организаторов школы: это могут быть проф докторы — акушеры-гинекологи и педиатры, — также психологи, преподаватели либо просто бывалые предки, которые на базе собственного опыта попробовали сделать свою программку подготовки к родам.

В главном, кроме каких-либо нестандартных решений, можно выделить несколько направлений в деятельности таких школ.

Теоретическая образовательная программка представляет собой курс лекций, цель которых — поведать будущим родителям в деталях об особенностях процесса беременности и родов — как в физиологическом, так и в психическом плане. Обычно, это лекции об конфигурациях, происходящих в женском организме в период беременности, о внутриутробном развитии малыша, о важных шагах протекания родов и способностях воззвания с малышом с внедрением в качестве приятного примера мед схем и муляжей. При всем этом лекционная форма совсем не значит, что один ведает, а все другие записывают и внемлют, — в процессе занятия предусматриваются вопросы слушателей и ответы педагогов, также отработка практических способностей, к примеру, кормления либо пеленания малыша.

Не считая лекций, на таких курсах может предлагаться просмотр и обсуждение видеофильмов о родах либо процессе грудного вскармливания — таким макаром, будущие предки выяснят о разных сценариях развития событий во время родов из огромного количества определенных примеров.

Конечная цель таких занятий — равномерно сформировать у беременной дамы (пары) правильное представление о беременности и родах, не искаженное бытовыми стереотипами и ужасами.

Обычно при таких курсах можно приобрести нужную литературу, кассеты.

Схожая программка существует и в рамках муниципального здравоохранения. Предполагается, что такую информацию излагают на упражнениях по так именуемой психопрофилактической подготовке в дамских консультациях и мед центрах. Но по различным причинам такая программка не всегда реализуется. Отношение же официального здравоохранения к другим программкам, обычно, разносторонне, а к программкам духовного толка и занятиям, направленным на подготовку к домашним и (либо) аква родам, — резко негативно. Такая позиция базируется на имеющихся статистических данных о большенном количестве осложнений во время аква и домашних родов.

Программка физической подготовки к родам — это ряд практических занятий, которые проводятся в спортзале либо бассейне. Обычно они включают тренировки, методики релаксации, дыхательные гимнастики, программки естественного оздоровления и закаливания. Все это помогает даме в предстоящем, во время родов, ощутить себя раскованной и на сто процентов ответственной за процессы, происходящие в ее организме; к примеру, умение впору расслабиться позволит уменьшить боль во время родовых схваток — это и есть цель занятий в рамках данной программки.

В бассейне проходят занятия аквааэробикой, которая содействует укреплению мускул, задействованных во время родов.

Психическая программка — это ряд тренингов, групповых либо личных занятий, на которых при помощи определенных психотерапевтических способов стараются уменьшить тревожность, ужасы и невротические проявления у беременных дам, ориентировать их на адекватную реакцию в ответ на стрессовые раздражители. Отношения меж женами во время беременности, переход к новенькому типу отношений, чувства грядущего папы, материнство и отцовство также становятся вопросами для осмысления и обсуждения.

Воспитательная программка — в различной форме она предугадывает воспитание чувства материнства через установление и формирование духовной связи меж родителями и нерожденным ребенком. Часто в базе занятий лежит мысль пренатального воспитания — другими словами воспитания малыша и общения с ним до его рождения, налаживания с ним двухсторонней связи. Время от времени, зависимо от избранной методики и направления, проводится персональная и групповая работа духовного наставника, предусматривается посещение концертов духовной музыки, церкви.

Программка развития способностей творческого самовыражения — в большинстве случаев это рисование и музыка. При помощи изображения собственных мыслей, эмоций, чувств на бумаге либо прослушивания музыки можно разрешить себе какие-то внутренние противоречия либо поменять в позитивную сторону беспокоящие переживания. Развитие и выражение творческих мыслях, которые во время беременности посещают будущую маму, благоприятно влияют на ее самочувствие и настроение.

Все эти главные направления подготовки беременной дамы в той либо другой степени представлены в каждой школе для будущих родителей, но пропорции могут отличаться очень значительно. И тут главную роль играет не столько форма и направление занятий, сколько методики подготовки к родам, которые воплощаются в содержании занятий.

Какие есть методики подготовки к родам

Сначала, делят подготовку к обычным родам и другие методики. Что прячется за этими понятиями?

Классические роды — это роды, происходящие в роддоме, в позиции лежа на спине, под контролем акушера-гинеколога, с внедрением по мере надобности для роженицы фармацевтических средств и оперативного вмешательства, к примеру эпизиотомии1, стимуляции, кесарева сечения и т.д. Рождение малыша в этом случае — это управляемый, анализируемый и ежеминутно контролируемый процесс. Потому в базе теоретической подготовки беременной дамы лежит проф (т.е. мед) разъяснение физиологических и психических конфигураций в организме дамы во время беременности и родов, рассказ о правильном питании, нужной физической активности, немедикаментозных способах корректировки отклонений от обычного течения беременности, особенности протекания послеродового периода.

1 Эпизиотомия — разрез промежности

На практических упражнениях, которыми правят докторы, осуществляется обучение дамы тем приемам, которые посодействуют ей легче перенести схватки, верно напрягаться и расслабляться во время потуг, осознать деяния докторов, направленных на облегчение процесса родов. В психическом плане акцент делается на сотрудничество дамы с медиками, знакомство с роддомом, устранение ужаса перед родами, изменение общего настроя и осознание каждого момента родов. Физическая подготовка уделяет внимание развитию подходящих в родах мускул, освоению поз, хороших во время схваток.

В связи с тем, что мысль партнерских родов все активнее реализуется в жизнь в родильных домах Рф, обучению и подготовке будущих пап к полезному роли в процессе родов уделяется огромное внимание: они должны не мешать докторам, а, напротив, по способности помогать им: успокоить супругу, сделать ей массаж, управлять дыханием во время схваток.

Другие роды — это роды, происходящие в хороших от обычных родов критериях. Их существует несколько разновидностей — зависимо от степени радикальности отрицания обычных родов. Соответственно, существует и несколько методик подготовки будущих родителей.

Вертикальные роды — этот метод родов употребляют в мед родовспомогательных учреждениях. Во время таких родов дама находится не в горизонтальном, а в вертикальном положении. В базе этого метода родов, кроме разных государственных традиций, лежит убеждение в том, что конкретно в вертикальном положении сила тяжести помогает плоду проходить вниз по родовым путям и сам процесс родов протекает еще резвее и безболезненнее, а малыши появляются более бодрствующими, происходит меньше родовых травм.

Потому, не считая теоретической подготовки, внимание уделяется и выбору более комфортной вертикальной позы в родах: стоя на коленях; стоя, держась за свисающий канат, и т.д. Предусматривается активное роль в родах грядущего отца, который за ранее проходит подобающую подготовку. Есть роддома, специализирующиеся на приеме вертикальных родов.

Водные роды — это роды, происходящие в воде: в ванной, бассейне, море либо в другом естественном водоеме, куда отчаливает роженица вкупе с родными, также с другими сторонниками и последователями аква родов, часто дальними от медицины. В базе аква родов лежит мысль, что аква среда упрощает болевые чувства во время родов.

К самым нестандартным методикам подобного типа можно отнести способ, предложенный И.Б. Марковским. В базе концепции Чарковского — система аква развития малыша: пренатальная (т.е. дородовая) акватическая подготовка; роды в воде; плавание и ныряние новорожденных и грудных малышей; закаливание и исцеление прохладной водой с внедрением при обучении плаванию; и исцеление деток при помощи разработанных самим основоположником методики технических устройств и тренажеров. Главное в этой системе — повышение в аква среде двигательной активности беременных дам и преодолевших боязнь воды новорожденных, также убежденность будущих родителей в корректности отказа от классической медицины. Хотя способ зародился еще в 60-е годы, он до сего времени носит налет сенсационности, и проф медицина не без основания относится к нему скептически.

Домашние роды — это роды, происходящие дома (в ванной либо ином другом месте) при активном участии родственников дамы и так именуемой духовной акушерки, обладающей не столько мед познаниями, сколько особенными мировоззренческими установками.

Сладостные роды, роды без насилия — это также варианты родов вне мед родовспомогательного учреждения, во время которых под воздействием духовного просветления рожающая дама испытывает состояние, близкое к экстазу либо религиозной экзальтации, и не ощущает боли. По воззрению приверженцев этого способа, достигнуть подобного эффекта можно только методом подготовительной духовной работы под управлением опытнейшего наставника. Часто таковой человек также не имеет ни мед образования, ни особых познаний.

Потому что в базе разных вариантов домашних и аква родов лежит такое явление, как духовное акушерство, принципиально осознать, в чем заключается его сущность.

«Духовная» подготовка

Духовное акушерство основывается на мировоззренческой установке, которая определяет отказ от мед родов по многим принципным суждениям.

Кратко она такая: таинство рождения — это вход новейшей души в этот план бытия; каждое рождение является духовным опытом, который принадлежит людям и не должен узурпироваться прагматической мед системой. Отсюда — вывод: для самоопределения дамы принципиально, чтоб при рождении малыша присутствовали духовные акушерки, а не докторы, посреди которых много парней. Духовные акушерки — это не мастера, а просто бывалые дамы, так как, по воззрению приверженцев этой теории, только мудрость и сопереживание, которые дама интуитивно чувствует при рождении малыша, в состоянии сделать ее источником здоровья и осознания для другой дамы. В итоге у дам, доверившихся духовным акушеркам и отказавшихся от мед помощи, нередки случаи томных акушерских осложнений, приводящих к суровым последствиям.

Что касается работы духовных акушерок в плане конкретной подготовки дамы к родам, то часто они производят только персональную подготовку будущих родителей к родам в большей степени в духовном плане, считая это более принципиальным, чем физический и теоретический тренинг. Отсюда — существенное количество родов, закончившихся неладно — как для мамы, так и для малыша.

Религиозное направление близко к духовному акушерству. Основой в данном случае могут служить как восточные духовные практики, так и восстановление традиций Российской Православной Церкви в отношении деторождения. Соединяет воединыжды представителей этих направлений вера в предопределение.

У религиозных традиций есть много особенностей, к примеру богатство воды во время родов: человек рождается из вод, в воде происходит 1-ое его омовение, крещение, потому рождение в воду обеспечивает мягкость родов. Но главное — любовь и вера в Бога, молитва к Пресвятой Богородице — защитнице всех рожающих матерей, ведь нерожденный ребенок является личностью и принадлежит Богу, он имеет душу, способную испытывать все переживания людские (удовлетворенность, горе, ужас и др.). Роды воспринимаются как Волшебство рождения Спасателя, циклическое через каждую мама. С этой точки зрения, в родах происходит слияние души мамы и души малыша и они находятся под покровом Пресвятой Богородицы, потому тяжело для себя представить возможность появления каких-то мед заморочек. К огорчению, это совершенно не подтверждается реальной практикой, которая свидетельствует о том, что, кроме духовно-мировоззренческой подготовки роженицы, должна быть к тому же суровая проф мед база, которая в случае осложнений выручит жизни мамы и малыша.

Программка подготовки к родам в рамках религиозного направления содержит в себе элементы теоретической беседы о том, как протекают роды, но основной акцент делается на персональной и групповой работе духовного наставника. Занятия посещаются семьями. Кроме неотклонимой программки организуются концерты духовной музыки, посещение церкви.

Пренатальное воспитание — это методика, основанная на идее связи меж чувственным содержанием ожидания малыша и его следующим развитием и обучением: считается, что положительные материнские эмоции благотворно оказывают влияние на развитие не только лишь сенсорики, да и внутриутробного самосознания плода. Чувственные и умственные потребности нерожденного малыша в этот период еще более просты, чем у новорожденного, но они есть. Ему нужно, чтоб о нем задумывались и гласили, а тишь либо хаос, в каком оказывается нерожденный ребенок, оставляют глубочайший след в его психике.

Занятия по данным методикам посвящены созданию позитивно окрашенной пренатальной среды, которая формируется так именуемым пренатальным наставником (он ведет занятие) за счет, во-1-х, отождествления мамы с ребенком, а во-2-х, благодаря ведущему, который делает и поддерживает эмоции положительного диапазона — от заинтригованности и любопытства до экстатического экстаза. Пренатальные наставники кропотливо смотрят за тем, чтоб в процессе занятий либо целебного воздействия у будущих матерей не появлялось негативных эмоций (ведь если отлично мамы, то отлично и ребенку).

В рамках пренатального воспитания в качестве примера стоит выделить методику музыкальной стимуляции развития плода и новорожденного малыша, также снятия актуальных стрессов у беременной дамы при помощи музыки.

Базирована она на теории, что материнский глас — это камертон, по которому настраивается аппарат мировосприятия малыша. Чем богаче будут интонации материнского голоса, тем богаче будет это мировосприятие. Это означает, что будущая мать должна петь, когда ребенок еще находится во внутриутробном состоянии, потому что плод принимает все вибрации материнского организма. В данном способе употребляются три фактора воздействия музыки на человеческий организм: психолого-эстетический (ассоциации, эмоции, образный ряд); физиологический (многофункциональный, при помощи которого можно тренировать отдельные функции организма); вибрационный (вибрации, как физическое явление, оказывают определенное воздействие на клеточки плода, активизируя разные биохимические процессы в их).

Этот способ подразумевает не только лишь музицирование, да и дыхательную гимнастику, и физические упражнения, также общение беременной дамы со своим ребенком при помощи специального прибора — 2-ух воронок, соединенных трубкой, одна из которых прикладывается к материнскому животику, другая — подносится ко рту мамы.

Обилие применяемых сейчас российских методик дополняется также западными мыслями в этой области, которые в Рф имеют тенденцию к распространению — их употребляют российские школы подготовки к родам.

Забугорные методики подготовки к родам

Способ Ламазе (методика приготовленного деторождения). Один из часто встречающихся в мире, он был разработан медиком Фердинандом Ламазе в 1951 г. В его базе — связь представлений о будущих событиях, их моделирования в сознании и самими событиями, которые предстоит пережить в реальной реальности. Потому опыт, обретенный в процессе этого моделирования, может оказывать реальное воздействие на чувства и переживания при проявлении ожидаемых событий в дальнейшем. В плане подготовки к родам, опыт контроля над нашими физиологическими реакциями, обретенный на тренировках, может посодействовать держать их «в узде» в реальной актуальной ситуации: узнав все о процессе деторождения и научившись верно расслабляться и тужиться во время родов, мы почти все можем сделать для облегчения собственного состояния, когда вправду настанет время рождать, В этом и заключается основной смысл методологии Ламазе.

Методика предугадывает исследование специальной пользующейся популярностью литературы, видеопособий, с следующим подробным разбором инфы во время семинаров, и, очевидно, существенное количество часов для практикума.

Занятия проводятся специально приготовленными педагогами из числа немедицинских работников, также медиками, акушерками и мед сестрами. Занятия посещают оба будущих родителя.

Способ Бредли. Он просит понимания процесса родов как природного физиологического акта и в связи с этим предугадывает овладение способностями «управления и сотрудничества» по отношению к собственному телу. Для этого употребляется релаксационная и медитативная техника, также особенная методика дыхания. Дамы обучаются подражать положению и дыханию (неспешному и глубочайшему) во время сна и использовать релаксационную технику, которая может облегчить недомогание первого периода родов. Она не советует модели дыхания, используемые в школе Ламазе, а предлагает так называемое брюшное, глубочайшее дыхание. Рожающим дамам в большей мере рекомендуется сконцентрировать внимание на собственном теле и сотрудничать с ним, заместо того чтоб отвлечь внимание от собственного тела и сконцентрировать внимание на какой-либо точке окружения (что рекомендуется в способе Ламазе), чтоб отвлечь свое внимание от ощущаемого дискомфорта.

В школах, построенных на способе Бредли, считается, что нужно полных 9 месяцев для полной физической и чувственной подготовки к родам. Посещают их оба жена, потому что способ Бредли подразумевает активное роль супруга в родах.

Способ Гампер. Эта психофизическая философия появилась в 40-50-е гг. XX века в США. Она связывает релаксационную технику с предродовым психическим формированием роженицы с целью перелома цикла: боязнь — напряжения — боль. Это была 1-ая философия, которая включила будущих отцов в процесс возникновения на свет малыша и позволила им находиться в родовых залах.

Обучение начинается на 4-м месяце беременности и проводится инструкторами, имеющими свидетельство об окончании специального курса, позволяющего им проводить обучение способом Гампер (нареченного так по фамилии акушерки Маргарет Гампер, которая внушила эту идею медику Дик-Риду).

Гипно-роды. Английские психологи предлагают новейшую методику подготовки к родам, которая обеспечивает резвое и совсем безболезненное рождение малыша. Новенькая техника именуется «гипно-роды»; она подразумевает самовнушение и самогипноз.

Сущность этой техники заключается примерно в последующем. В протяжении всей беременности либо же в течение последнего триместра дама обучается не просто верно дышать, а осваивает необыкновенную технику дыхания, больше родственную с йоговской. Беременная дама повсевременно практикует визуализацию малыша и процесса родов, с одной стороны, подготавливая себя к этому моменту, а с другой — устанавливая психическую связь со своим малышом. Гипно-роды также подразумевают самогипноз — состояние легкого транса, в которое вводит себя роженица. Если все выходит верно, то никаких болезненных чувств роды не вызывают. Естественно, все эти техники подкрепляются правильным дыханием, которое помогает удержать состояние транса, также расслабляет либо напрягает определенные мускулы.

Продолжительность курса

Длительность курса подготовки к родам различная и составляет от 1 разового занятия до неизменных еженедельных занятий, посещаемых в протяжении всей беременности. Продолжительность 1-го занятия — от 1 часа до 4 часов.

Зависимо от самочувствия, можно избрать более подходящий себе вариант. Хотя быть привязанными в протяжении всех 9 месяцев к курсам и повсевременно ощущать эту зависимость могут только очень организованные люди.

Что, как и когда избрать?

Лучше не откладывать посещение курсов на самые последние месяцы беременности, ведь приобретенные познания должны быть усвоены, а способности отработаны. На это требуется время, к тому же самочувствие последних месяцев и большой животик могут осложнить вам жизнь. Наилучшее время для посещения школы — 2-й триместр беременности.
Определившись с течением времени, обусловьтесь с программкой. Любая школа работает по собственной методике — выясните себе, подходит ли она конкретно вам, что вам более животрепещуще — теоретическая часть, физическая подготовка, психический тренинг. При выборе методики имейте в виду, что еще лучше, когда школа не акцентирует внимания на каком-то одном методе родовспоможения (вертикальные, водные, домашние роды), а освещает в одинаковой мере все варианты. Тогда дама сама приходит к выбору подходящей ей системы.
Перед записью в школу посетите ее с ознакомительной целью, приглядитесь (обычно 1-ое занятие проводится безвозмездно). Направьте внимание на помещение, в каком проходит занятие, — как оно комфортабельно вам.
Уделяйте огромное внимание профессионализму и личным качествам педагогов и инструкторов.
Оцените обилие способов работы и их сочетаемость.
Непременно серьезно взвесьте свою ответственность за жизнь и здоровье малыша, до того как избрать какую-либо экстремальную методику родов. Помните: от вашей подготовленности к родам и от вашего выбора зависит почти все.
Наталья Гадуа
доктор акушер-гинеколг,
заведующая наблюдательным отделением роддома г. Мытищи
Статья из ноябрьского номера журнальчика
Готовимся к родам. Обзор методик

Аналогичные записи: Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.