Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками

Когда мучается устная речь — здесь всё ясно, требуется логопед. Когда мучается письменная речь — требуется… что? Грозное наказание за отсутствие прилежания? Либо «нужно просто учить лучше», как молвят либерально настроенные предки?

Время от времени — «лучше учить». А время от времени — и учить, и немножко вылечивать. И вообщем придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтоб он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь. Некие предки очень удивляются, когда в школе им рекомендуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед рекомендует позаниматься. И ни при каких обстоятельствах не использовать ремень и другие средневековые методы воздействия на личность. Ещё логопед гласит слово — дисграфия, что значит расстройство письменной речи.

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками

Диагностика дисграфии

По каким признакам можно додуматься, что у ребёнка дисграфия? Сначала — если он допускает при письме ошибки… выскажемся так, странноватые. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки нереально подобрать правила. Ошибки бывают в совсем невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.

Заместо «дом» пишет «дон» либо «том», заместо «для» пишет «дял», заместо «кот» — «кто», заместо «пришёл» — «присёл», «белка» преобразуется в «блка» и т.д.. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять излишние буковкы либо пропускать их.

Один мальчишка 11 лет написал во время обследования: «Девченка спряталсь вдубло». Ему продиктовали фразу: «Белочка спряталась в дупло». На вопрос, как, дескать, мы пишем предлоги, мученик ответил верно — «раздельно». Правило знает, а на практике его применить не может.

А ведь этот ребёнок не нехороший, не глуповатый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Посодействовать сумеют только особые упражнения и уверенность внутри себя.

Нередко у дисграфиков очень нехороший почерк — маленький либо очень большой, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строчку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строчки либо вдруг взмывают над ней, слово свободные птицы. Также молодые дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буковкы, могут не дописать отдельные элементы буковкы либо добавить излишние.

Когда ребёнок только обучается писать, у него ещё могут быть такие странноватые ошибки в самом начале обучения, но они стремительно сходят на нет. А дисграфик очень медлительно осваивает грамотное письмо. Создаётся чувство, что ему неуютно писать, он не любит это делать. И это вправду так. Нередко школьнику кажется ужасным сам объём того, что нужно выучить, прочесть, написать. А когда за беды ещё и ругают, то руки совершенно опускаются.

Исцеление дисграфии

Лучше не пробовать сходу совладать со всеми неуввязками. Нужно избрать одну — и сосредоточиться на ней. К примеру, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сходу взяться за всё — объём работы может напугать. А вот если испытать совладать только с б-п, а позже направить внимание школяра, что вот, мол, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить интерес. И далее борьба за всеобщую грамотность пойдёт еще веселее.

Логопед в больнице сумеет при свое¬временном посещении (в три года, в 5 лет и перед самой школой) найти, нет ли логопедических заморочек, которые позже аукнутся дисграфией, по мере надобности порекомендует особые занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.

Нередко на приёме мне приходится созидать очень невеселых деток. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сходу признаются, что «плохо обучаются». Тогда, чтоб подбодрить их, я начинаю вспоминать различных узнаваемых людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не любопытно будет выяснить, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, вероятнее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, практически хоть какого мальчишку тронет информация, что величавый Нео, фаворит ужасных агентов Смитов из «Матрицы», тоже с трудом справлялся в детстве с знаками и словами. Ну, точнее, актёр Киану Ривз. Девченкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Невзирая на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл обучалась плохо и писала с ошибками, она стала известной писательницей. Главное — веровать в себя.

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками

Кратко о главном

Дисграфия — это специфичное и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное дефектами в деятельности тех анализаторов и психологических процессов, которые обеспечивают письмо.

Нарушение встречается как у деток, так и у взрослых. У деток поражение либо недоразвитие соответственных отделов коры в большинстве случаев бывает связано с патологией беременности либо родов у мамы, травмами.

Симптомы: специальные и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с неведением грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в последующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.

5 видов дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут появиться задачи с письмом.

К примеру, ребёнок подменяет в устной речи «р» на «л». И пишет заместо «рома» — «лома», заместо «порох» — «полох». Либо, если звук совершенно отсутствует в речи, может и совсем пропускать. К примеру, написать «кошун» заместо «коршун».

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при всем этом подменяет буковкы, обозначающие фонетически идентичные звуки. На письме в большинстве случаев смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к либо с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

В большинстве случаев встречается у малышей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии детки пропускают буковкы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги либо раздельно приставки. Время от времени можно повстречать такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из различных слов. К примеру, «крабочки» — крабовые палочки.

4. Аграмматическая дисграфия

Как можно осознать из наименования, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такового ребёнка не существует. Мучаются согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов («Маша бежал», «голубая пальто»).

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буковкы, малочисленны: в главном это палочки, кружочки, крючочки… Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя разные буковкы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело выудить различия меж знаками. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

Если ребёнок не улавливает тонких различий меж знаками, то это обязательно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неверному изображению их на письме.

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками

Предупреждён — практически вооружён

Дисграфию лучше предупреждать в ранешном возрасте, не дожидаясь, когда во 2-м либо 3-ем классе вдруг возникнут трудности, а у ребёнка появится омерзение к учёбе. Следует глядеть в оба за ребёнком, внимательно следить за процессом овладения письменной речью:

если ребёнок посещал логопедический детский сад;
если в 2–3 года была задержка речевого развития;
если у ребёнка есть трудности с памятью и вниманием;
если ребёнок левша либо переученный левша;
если у ребёнка были травмы головы;
если к 7 годам не исправлены нарушения звукопроизношения.

Яна Полей,
логопед высшей категории

Аналогичные записи: Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.