Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку?

Кажется, еще вчера ваш малыш делал свои 1-ые шаги… Время летит неприметно, и вот уже маме пора выходить на работу — а это означает, что настало время отдавать его в детский сад. Что ожидает вашего кроху за стенками садика, стремительно ли он привыкнет, будет ли нередко болеть… Вопросы, сомнения, переживания естественны для родителей, ведь на 4-5 лет детский сад станет частью вашей жизни, от него почти во всем будет зависеть и развитие, и здоровье, и моральное благополучие малыша. Потому очень принципиально, сумеет ли ваш малыш удачно приспособиться к детскому саду, и посодействовать ему в этом — задачка не только лишь воспитателей. Сначала — это забота матери и папы.

Адаптация к детскому саду. Как посодействовать ребенку?

Пожалуй, один из первых вопросов, который встает перед родителями — это вопрос о возрасте, с которого ребенку лучше всего начинать посещение детского сада. По воззрению психологов, ранее 3,5-4 лет с садиком спешить не стоит — в этом возрасте малыш уже больше осознает и понимает, проявляет самостоятельность, обладает речью, с ним можно договариваться. С другой стороны, в этом возрасте привычки, нрав малыша уже почти во всем сформированы, и ему может быть тяжело принять себе ту коллективную систему, которую представляет из себя городской детский сад. К тому же далековато не всегда у родителей есть возможность так длительно находиться с ребенком в декретном отпуске. Потому большая часть малышей начинает посещать детский сад около 2 лет.

Вопрос с выбора детского сада тоже стоит нередко очень остро. Перед тем, как вставать на очередь в садик, полезно будет побеседовать с родителями, чьи детки посещают приглянувшийся детский сад, почитать отзывы о детских садах. Стоит пройтись по близкорасположенным садикам, поглядеть, как гуляют малыши, побеседовать с воспитателями, заведующими — ведь конкретно от воспитателя почти во всем зависит, будет ли ребенок посещать детский сад с наслаждением.

Не так принципиально, как «элитным» будет садик, как то, к какому воспитателю попадет ваш ребенок. Узнайте, по какой программке работает детский сад, в который вы планируете пойти (в садиках тоже есть различные образовательные программки, к примеру, программка Венгера «Развитие», программки «Детство», «Радуга» и другие), хотя образовательная программка в садике имеет, на мой взор, быстрее второстепенное значение. Также каждый садик выбирает для собственной работы одно либо несколько приоритетных направлений в образовании и воспитании (к примеру, есть садики с эстетическим уклоном, оздоровительным, спортивным, развивающим, художественным, музыкальным и т.п.).

Если есть выбор — лучше, чтоб садик находился неподалеку от дома, если дорога в садик будет очень длинноватой, то это, как и необходимость ранешнего подъема, будет утомлять малыша. Если у вашего малыша имеются какие-то особенности в здоровье либо развитии, лучше, чтоб он попал в спец садик ( логопедический, ортопедический, детский сад для нередко болеющих деток, детский сад для малышей с нарушениями зрения, слуха). В таких садиках обычно малокомплектные группы, с детками кроме воспитателя занимаются профильные спецы, проводятся целительные и профилактические процедуры, особые занятия. Единственный минус — в их обычно не принимают деток ранее 3-4 лет.

Подготовка к детскому саду

Готовиться к переменам лучше за несколько месяцев до начала посещения садика.

В особенности тяжело вливаются в коллектив детского сада робкие, трусливые малыши. Если ваш ребенок сторонится незнакомых людей, на детской площадке опасается отпустить вас, подойти к другим детям, даже самая не плохая воспитательница не выручит его от дезадаптации, ведь для таких детей стресс от посещения детского садика будет во много раз усиливаться раз от раза. Постарайтесь расширить круг общения малыша — почаще ходите с ним в гости, обсуждайте, что делают и как ведут себя малыши на детской площадке, поощряйте и поддерживайте его инициативу в разговоре с окружающими. Учите малыша разговаривать! Если вы пришли на детскую площадку, покажите малышу, как можно попросить игрушку, предложить обменяться, пригласить другого малыша в игру либо спросить разрешения поиграть вкупе.

Учите малыша знакомиться — поначалу вы будете спрашивать деток, как их зовут, и представлять им собственного застенчивого кроху, но в какой-то момент он начнет брать с вас пример. Попытайтесь на прогулках организовать игры для детей — пусть это будет даже самая рядовая игра в мяч — главное, чтоб малыш увидел, что играть совместно с другими детками может быть очень забавно. Запишитесь, если у вас есть такая возможность, в детский клуб либо центр развития. Узнайте, есть ли в вашем садике группа краткосрочного пребывания. Обычно в такие группы набирают деток до 2 лет, и они приходят туда 2-3 раза в неделю на 2-3 часа совместно с матерью. Лучший вариант — если в таковой группе с ребенком будет заниматься воспитатель, который в предстоящем будет вести ясельную группу.

Познакомитесь с режимом денька того детского садика, в который вы планируете ходить, и равномерно начинайте приучивать к нему собственного малыша. Этот режим приблизительно схож для всех детских садов и может отличаться кое-где на полчаса. Обычно в 8.30 в садиках детки завтракают, с 9 до 10 утра с ними проводятся занятия, потом приблизительно до 11.30 малыши гуляют, около 12 часов обед, в 12.30&-13.00 — сон до 15.00-15.30. После пробуждения деток ожидает полдник, потом они снова выходят на прогулку (в теплое время года) либо играют в группе. Ужин начинается около 5 часов.

Неработающей маме, естественно, дома достаточно трудно организовать вточности такой же режим, но приученному к нему ребенку будет вправду еще легче привыкать к саду. В особенности тяжело приходится крохам во время сна, если дома их деньком не укладывали спать. Потому очень принципиально, чтоб с 13 до 15 малыш привыкал находиться в постели. Если он не может уснуть — приучивайте его просто расслабленно лежать. В большинстве случаев в садиках воспитатели не уделяют персональное внимание «неспящим» детям (другими словами их все равно принуждают тихо лежать). Если ваш кроха отрешается лежать в кровати, то время, в течение которого вам придется забирать собственного малыша до сна, может очень затянутся.

Учите малыша играть! К огорчению, современные детки меньше могут заниматься этой естественной для их деятельностью. Они не могут играть без помощи других, строить игровой сюжет, и вся их игровая деятельность сводится к обычным манипуляциям с игрушками (постучать, покидать, поломать). Ребенку, умеющему занять себя игрой проще влиться в коллектив детского сада, отыскать для себя друзей. Вовлекайте малыша в совместные сюжетно-ролевые игры (куколки, домики, поликлиника и т.д.), они учат малыша общению, развивают эмоции, знакомят с миром вокруг нас.

Играйтесь с ребенком в «детский сад», рассказывайте ему о детском садике. О том, что если мать и папа работают, то они отводят собственных детей в детский сад, туда, где много других ребят, где есть достойные внимания игрушки, радостные занятия. Поведайте, что в садике детки едят и дремлют, там у каждого есть кровать, шкафчик, полотенце. Пусть ваши игрушки станут «детьми», которых привели в садик, а ваш малыш как рачительная воспитательница будет подкармливать их обедом и укладывать спать. Если вы будете часто гласить о садике и играть в него — больше возможность того, что кроха начнет ходить туда с радостью, и естественно он уже будет знать, что же это все-таки за место и чем там занимаются.

Попросите у заведующей садиком, в который вы записались, разрешения придти поиграть на площадку во время прогулки (лучше во 2-ой половине денька, когда за детками начинают приходить предки). Пусть малыш поглядит, как детки гуляют, как с ними занимается воспитатель.

Читайте и рассказывайте ребенку стихи, сказки и приучивайте его пристально слушать. Пусть даже поначалу кроху будет хватать только на несколько минут. Пытайтесь равномерно наращивать время чтения, развивая у малыша случайное внимание.

Играйтесь в игры на подражание — «попрыгаем, как кролики», «полетаем, как воробушки», «походим, как мишки». Умение повторять деяния взрослых понадобятся ребенку и на физкультурных, и на музыкальных упражнениях, во время подвижных игр с воспитателем.

Приучивайте малыша к самостоятельности в сфере гигиены и самообслуживания. Если на момент поступления в детский сад ваш малыш будет уметь сам надевать сандалии, садиться на горшок, он будет ощущать себя в группе увереннее. Если вы понимаете, что в скором времени ребенок начнет посещать детский сад, снимите с него подгузник (пусть даже на первых порах вам придется носить с собой запасную одежку и повсевременно вытирать лужи). Приучивайте малыша к горшку (унитазу) — обычно в ясельках есть и то, и другое. Необходимо, чтоб он, по последней мере, тихо относился к высаживанию.

Дайте малышу в руки ложку, покажите, как необходимо ей верно воспользоваться. Растолкуйте, что нельзя играть за столом, есть при просмотре телека. Что уж греха таить — многим мамам еще проще включить ребенку мультики и, пока он, открыв рот, их глядит, вливать туда суп. Но если ребенок привыкнет так есть, в садике он будет ходить повсевременно голодным. Естественно, на первых порах воспитатели будут его докармливать, но малышей много, а время завтрака, обеда и ужина ограничено режимом.

Собираясь на прогулку, не спешите одеть малыша — пусть он попробует совладать сам, даже если это займет больше времени. Тихо помогайте малышу во время одевания, разъясняйте, как верно надеть сандалии, колготки, футболку. Работая в яслях, я нередко вижу, как матери и папы, приводя малышей в садик либо забирая, переодевают их, хотя их дети уже издавна могут делать это сами и на прогулку одеваются без помощи других.

Крепите здоровье малыша. Многие малыши (можно сказать, большая часть), которые до начала посещения садика практически не болели, начинают там нередко болеть. Причина этого — и новые вирусы, с которыми ребенок сталкивается, приходя в садик. Всего вирусов ОРВИ более 200 разновидностей, и если организм вашего малыша еще с ними не сталкивался — он, вероятнее всего, захворает, но тяжесть заболевания будет зависеть от силы его иммунитета — у одних малышей все изольется в недельный насморк, а у других — в отит, бронхит, пневмонию. Стресс, который ребенок переживает в новых критериях, сам по для себя тоже понижает защитные силы организма.

Самый просто метод укрепить иммунитет — это не снижать его, пытаясь держать малыша в оранжерейных критериях. Если вы очень тепло одеваете малыша даже дома, даете ему только теплое питье, стараетесь с ним гораздо меньше бывать в публичных местах, чтоб он не болел, то в детском саду вы получите как раз оборотный эффект. Одевайте малыша всегда по погоде (если на улице плюс 18ºС, колготки ему уже не необходимы), ходите в гости, не страшитесь давать сок из холодильника. Дома ребенок может ходить с босыми ногами и в одних трусиках, если температура в комнате около 20 градусов. Пытайтесь как можно больше времени проводить на улице. Если вы готовы уделять систематическое внимание закаливанию малыша — начинайте равномерно приучивать его к обливаниям прохладной водой, запишитесь с ним в бассейн.

Здравствуй, детский сад!

Если вы все делали верно, то к началу посещения садика малыш уже будет знать, что такое детский сад, для чего он будет туда ходить. И хотя воспитатели и молвят, что для садика ребенку уметь ничего не надо (всему научим), все-же ребенку будет лучше, если он уже будет уметь без помощи других воспользоваться ложкой и горшком, принимать активное роль в одевании, мытье рук. Будет готов к общению со сверстниками (хотя бы на уровне: поздороваться, попросить игрушку), не будет смущяться обращаться за помощью к воспитателю и будет положительно настроен на посещение детского сада.

На мой взор, приводить малыша в садик лучше летом (конец июля — август либо в самом начале учебного года), наихудший — конец озари, зима, начало весны — на этот период приходится большая заболеваемость гриппом и ОРВИ. Городские садики, как и другие образовательные учреждения, занятия проводят с сентября по май, потому лучше, чтоб до начала учебного года ребенок уже привык к садику, тогда он сумеет принимать активное роль в упражнениях вкупе с другими детками.

Итак, ваш ребенок начал ходить в детский сад. 1-ые деньки и даже недели проходят у всех по-разному. Кто-то практически с первых дней с радостью идет в группу, но все-же почаще расставание с матерью сопровождается слезами. Правда, в группе одни малыши стремительно отвлекаются и успокаиваются, другие рыдают всегда до прихода родителей. Некие при всем этом всегда отыскивают контакта с воспитателем, некие, напротив, замыкаются внутри себя, отказываясь от общения и с детками, и со взрослыми. И это нормально — ведь обычная домашняя обстановка изменяется на гулкую группу, где кроме огромного количества деток на малыша сходу обрушивается много новых правил и ограничений, и малыш не может осознать, для чего же мать привела его сюда и ушла. Изменяется и поведение малышей после садика — нередко предки сетуют, что их кроха стал неуправляемым, плохо засыпает, нередко рыдает, стал брутальным. Это естественно в период адаптации, ребенок еще не может понять, что с ним происходит, и таким макаром реагирует на переживания и нервное напряжение. Некие малыши могут даже «регрессировать» — они начинают ужаснее говорить, мочатся в штанишки, требуют, чтоб их опять кормили и одевали, даже если они уже отлично могут делать это без помощи других.

В это период родителям необходимо попытаться ограничить нагрузку на нервную систему малыша — свести к минимуму просмотр телека, избегать гулких мероприятий, и, напротив, как можно больше времени проводить с ним в размеренных играх, за чтением книжек. Пытайтесь почаще обымать и целовать кроху — телесный контакт с родителями поможет снять психоэмоциональное напряжение и успокоиться. Ни при каких обстоятельствах не ругайте его за то, что он опять «впал в детство», стал ужаснее себя вести — отнеситесь к этому с осознанием.

Как длительно может протекать адаптационный период? Это зависит и от нрава, и от характера, и от состояния здоровья малыша. Деткам — интровертам привыкать к садику труднее, чем детям-экстравертам, малыши с ослабленным здоровьем (даже если им нравится в садике) нередко хворают, что тоже негативно сказывается на длительности адаптации. Считается, что адаптация к садику в среднем продолжается 1-2 месяца, но у кого-либо этот период может растянуться на полгода и больше.

Адаптация к детскому саду. Как посодействовать ребенку?

Что можно сделать, чтоб облегчить этот непростой период?

Самое главное — ваше эмоциональное состояние! Принимаете ли вы себе то, что ваш ребенок будет посещать детский сад. Если вы плохо относитесь к садику, испытываете чувство вины за то, что приводите туда малыша, и не ожидаете от садика ничего неплохого — ваш ребенок непременно будет ощущать то же самое. Если вам садик — это новый шаг в жизни вашего малыша, вы убеждены в необходимости его посещения, в том, что ребенку в нем будет отлично — эти же чувства будут передаваться и ему.

Заблаговременно побеседуйте с воспитателем о вашем ребенке. Поведайте о его привычках, особенностях поведения, что он любит (не любит), какие предпочитает игры (занятия), о способах воспитания, принятых в вашей семье — обо всем том, что, по вашему воззрению, должен знать воспитатель. Эта информация очень поможет в предстоящей работе с вашим ребенком, поможет отыскать к нему личный подход.

Обговорите с воспитателем режим посещения на период адаптации. Обычно он планируется строго персонально и находится в зависимости от особенностей малыша. Кто-то уже через неделю остается на сон, кто-то в течение месяца прогуливается с плачем только до обеда.

В любом случае 1-ые деньки малыша приводят в садик на 1,5-2 часа. Если воспитатель разрешает, сможете посидеть с малышом в группе, чтоб резкое расставание с матерью не стало для него сильным стрессом. Как один из вариантов — малыша приводят на час — полтора на прогулку, потом он начинает оставаться в группе до обеда. Естественно, в эталоне привыкание к садику должно быть постепенным, и следовать вы должны желаниям малыша: поначалу вы полгода ходите в краткосрочную группу вкупе с ним, потом около 2-ух недель приводите на прогулку, потом еще две недели он приходит утром на два часа. Позже в течение 2-3 недель малыш остается только до обеда, потом еще неделю-две вы забираете его сходу после сна.

Приблизительно такое же время должно занять привыкание к полднику и ужину. Отлично, если ребенок сам проявляет инициативу остаться поесть (подремать, поиграть) вкупе с ребятами, но на практике таковой режим адаптации очень изредка устраивает родителей, и уже через неделю-две они требуют оставлять малыша на полный денек. Но для морального благополучия малыша с этим не стоит спешить.

Но некие режимные моменты затягивать не рекомендуется. Не стоит устраивать длительное прощание перед группой, это может вылиться в реальную истерику. Твердо и уверено скажите малышу, что на данный момент вы оставите его и придете за ним на прогулке (после обеда, сна). И сходу уходите. Сможете условиться о «прощальном ритуале», к примеру, что непременно помашете ему в окошко.

Если расставание с матерью проходит очень тяжело, пусть в садик его попробует отводить кто-то другой (к примеру, папа, бабушка).

Дайте ребенку с собой какую-нибудь вещь, которая будет припоминать о маме (платочек, фотографию). Можно дать ему с собой «ключ от квартиры», без которого вы не попадете домой, пока не заберете его из садика.

Если у малыша трудности с укладыванием на сон, условьтесь с воспитателем о том, чтоб она разрешила брать с собой возлюбленную игрушку для засыпания.

Придумывайте, как мотивировать малыша для похода в садик, к примеру, в садике ему необходимо будет непременно поздороваться с черепахой, поглядеть, как подкармливают рыбок, а может быть, в садике по нему будут очень скучать возлюбленная машинка либо куколка?

Дома играйтесь в «детский сад», пусть игрушки возьмут на себя роли «детей» и «воспитателей», это поможет не только лишь вам выяснить, как принимает новое место ваш ребенок, да и поможет ему отреагировать противные эмоции и напряжение.

Постарайтесь не делать перерывов в посещении садика в период адаптации, исключение — болезнь с температурой. Насморк не является поводом для отказа от похода в садик.

Не обсуждайте при ребенке моменты, которые вас не устраивают в детском саду, не гласите при нем плохо о воспитателях.

Гласите малышу, как вы рады, что он уже таковой большой и самостоятельный, что прогуливается в детский сад. Поведайте об этом вашим родственникам и друзьям, и пусть он слышит, как вы им гордитесь!

Об удачливости адаптации будет свидетельствовать нормализация чувственного состояния крохи, но это не значит, что он будет отрадно бежать в детский сад. Ребенок имеет полное право не обожать ходить в детский садик, печалиться и рыдать при расставании с вами. Но ребенок, адаптировавшийся к детскому саду, воспринимает себе необходимость его посещения.

Не стоит ожидать, что ваш малоежка, адаптировавшись, начнет просить на завтрак добавки либо перевоплотится в садике в заводилу группы, если дома он предпочитает тихонько рассматривать рисунки в книгах. Адаптировавшись, ребенок станет вновь «самим собой», пропадут нетипичные для малыша поведенческие реакции (к примеру, истеричность у размеренного малыша либо вялость, безучастие ко всему у малеханького холерика), нормализуется сон, пройдут проявления вероятного регресса в развитии.

Но время от времени случается так, что состояние малыша со временем не нормализуется, а возникают все новые психоэмоциональное препядствия (ужасы, истерики, может быть возникновение нервных привычек, которых ранее не было, злость либо тревожность, пугливость). И если прошло уже несколько месяцев, а малыш как и раньше очень орет, повсевременно рыдает в группе, не идет на контакт с детками либо воспитателе, то это все гласит о том, что адаптация проходит для него очень тяжело. В таком случае вам непременно следует обратиться к отличному психологу, который поможет разобраться в причинах дезадаптации.

Если вы стараетесь делать все верно, но прошло более полугода, а ребенок так и не сумел удачно приспособиться к садику, причина может быть не в том, что он «не садиковский», а в том, что воспитатель просто не сумел отыскать подход конкретно к вашему ребенку. Бывает довольно поменять садик либо условиться о переводе в другую группу, и малыш начинает с наслаждением посещать детский сад. Если же вы стопроцентно убеждены в квалификации вашего воспитателя, то, может быть, 2-3 года — очень ранешний возраст конкретно для вашего малыша. Если у вас есть возможность еще год посидеть дома (пригласить няню, отводить к бабушке) — может быть, стоит отложить начало посещения детского сада до 4 лет.

Мария Митлина, преподаватель

Аналогичные записи: Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.